Иван Айвазовский

Море всегда привлекало художников, мало над ними непостижимую магическую силу… Вероятно, нет ни одного художника, который бы не пытался изобразить его. Одни создавали эпизодические этюды, не связанные с основным видом их художественного жанра, другие часто возвращались к этой теме, уделяя большое внимание изображению моря на своих картинах. Однако лишь Айвазовский целиком и полностью отдал свой огромный талант  живописи…. 

Родился Иван Константинович 17 (29) июля 1817 года в Феодосии. Домик Айвазовских стоял на околице города, на подъеме. Из террасы, окутанной виноградной лозой, открывалась широкая панорама на плавную дугу феодосийского залива, северо-крымские степи с древними курганами, которые встают как марево на горизонте. 

От природы он был наделен блестящим талантом, который быстро развился благодаря счастливым обстоятельствам и, в первую очередь, среде, в которой проходили его детство и юность. Рисовать Иван начал слишком рано и почти сразу — «по взрослому». С детства он мечтал о подвигах народных героев. На склоне лет он писал: «Первые картины, виденные мной, когда во мне разгоралась искра пламенной любви к живописи, были литографии, которые изображают подвиги героев двадцатых годов, которые борются с турками за освобождение Греции. Мысль об этой величественной стране впоследствии часто возникала у меня в виде битв на суше и на море».

Счастливая случайность привела 16-ти летнего Айвазовского в Петербург, где в 1833 году по представленным детским рисункам он был зачислен в Академию искусств, в пейзажный класс профессора М.Н. Воробьева — автора первых отечественных морских баталий. Учился Айвазовский легко, охотно, внимательно и восторженно, изучая творчество своих больших предшественников и современников — Сильвестра Щедрина, Карла Брюллова, Федора Бруни.

Дарование Айвазовского раскрылось чрезвычайно рано. В 1835 году за этюд «Воздуха над морем» ему была присуждена серебряная медаль. А в 1837 году на академической выставке он показал шесть картин, которые получили высокую оценку общественности и Совета Академии искусств, которая постановила: «Как первый ст. академист, Гайвазовский (фамилия Гайвазовский художник в 1841 году изменил на Айвазовский) признан достойным к получению за замечательные успехи в живописи морских видов золотой медали первой степени, которая дает право путешествию в чужие края для усовершенствования». Правда, сначала за молодостью его на два года отослали в Крым для самостоятельных работ.

За это время Айвазовский написал ряд картин, среди которых было прекрасно исполнено произведения: «Лунная ночь в Гурзуфе» (1839), «Морской берег» (1840) и другие.

За границу Айвазовский поехал в 1840 году уже сформированным мастером-маринистом. Маршрут его заграничной командировки поражает. Особенное внимание он уделяет, конечно, Италии — Венеция, Рим, Болонья, Сорренто, Амальфи, Неаполь. Тогда про Айвазовского писали: «Едва приехав в Рим, он написал две картины: «Штиль на море» и «Буря». Потом появилась третья картина — «морской берег». Эти три работы пробудили общее признание Рима и гостей его. Множеству художников начали подражать Айвазовского; до его приезда в Риме не была известна морская живопись, а после него в каждой крамничці красовались пейзажи моря «а-ля Айвазовский». Его слава прокатилась всей Европой. Даже самонадеянный Париж увлекался его картинами, одна из которых, что изображала восток или закат солнца, была написана настолько жизненно и правдиво, что французы сомневались, не имеет ли здесь фокуса, не имеет ли за картиной свечу или лампу. «Этот успех Айвазовского в Европе был воспринят на родине как заслуженная дань таланта и мастерства художника. 

В 1844 году, на два года ранее намеченного срока, Айвазовский вернулся в Россию. Здесь ему за выдающиеся успехи в живописи было присуждено звание академика и поручен «большой и сложный заказ» — написать все российские военные порты на Балтийском море. Военно-морское ведомство присудило ему почетное звание художника Главного морского штаба с правом ношения адмиралтейского мундира.

В течение зимних месяцев 1844/45 года Айвазовский выполнил правительственный заказ и создал еще ряд прекрасных картин. Весной в 1845 году он отправился с адмиралом Икре в путешествие к берегам Малой Азии и островов Греческого архипелага. Во время этого плавания художник сделал большое количество рисунков карандашом, которые служили ему в течение многих лет материалом для создания картин, которые он всегда писал в мастерской. 

В 1848 году Айвазовский возвращается в Феодосию — навсегда. Такое решение многим показалось странным. Но, невзирая на успех, признание и стремление императорской семьи сделать его придворным живописцем, Айвазовский оставил Петербург. В родной Феодосии на берегу моря художник строит дом и большую художественную мастерскую. «Мой адрес всегда — город Феодосия», — напишет он в одном из писем.

Феодосия многим обязана Айвазовскому. Городской концертный зал и археологический музей, порт и даже железная дорога, — во всех этих проектах художник принимал активнейшее участие. Благодаря его усилиям в Феодосии была открыта художественная школа. А наибольшим подарком мастера родному городу стала Феодосийская картинная галерея, которая носит теперь его имя.

В течение своей долгой жизни Айвазовский несколько раз побывал в Италии, Париже и других европейских городах, работал на Кавказе, плавал к берегам Малой Азии, был в Египте, а на склоне жизни, в 1898 году, сделал далекое путешествие в Америку. В целом в паспорте неутомимого путешественника набралось 135 вез. Во время морских плаваний он обогащал свои наблюдения, а в его папках накапливались рисунки. Но где бы ни был Айвазовский, он всегда возвращался к родным берегам Черного моря.

Феодосию художник оставлял нечасто и неохотно. По большей части его отъезды были связаны с устраиванием многочисленных выставок.

Айвазовскому пришлось покинуть Феодосию в 1854 году, во время Крымской войны. Однако, эвакуируя жену и три дочек к Харькову, он едет в Севастополь. Героической обороне этого города посвящены картины «Осада Севастополя», «Переход российских войск на Северный бок», «Взятие Севастополя». В этих, преисполненных героического пафоса морских баталиях, ощутимая «музыка боя», без которой батальная картина лишена эмоционального влияния.

Но духом эпической героики овеяны не только батальные картины Айвазовского. Его лучшими романтичными достижениями второй половины 40-50-х годов является «Буря на Черном море» (1845), «Георгиевский монастырь» (1846), «Вход, в Севастопольскую бухту» (1851).

Картина «Девятый вал», написанная Айвазовским в 1850 году, нашла широкий отзыв в момент ее появления и остается до наших дней шедевром живописи.

В творчестве мастера можно встретить полотна самой разнообразной тематики. Немало работ он посвятил Украине, красоте ее природы, своеобразия быта («Чумацкий обоз», «Украинский пейзаж», «Мельницы, на берегу реки, Украина», «Во время жатв в Украине», «Свадьба в Украине»).

Но невзирая ни на что главный «натурщик» Айвазовского — море. Морю посвященные большинство его картин. Морю посвященные наилучшие из них.

Свои произведения, которые поражали и поражают жизненностью и естественностью, художник рисовал не из натуры, а в мастерской. Многих это удивляло. Сам Айвазовский не видел в этом чего-то необычного. У него была своя сформирована система творческой работы. «Живописец, который только копирует природу, — говорил он, — становится ее рабом… Человек, не одаренный памятью, которая хранит впечатление живой природы, может быть замечательным копировщиком, живым фотоаппаратом, но истинным художником — никогда. Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны, — немыслимо из натуры… Художник должен запоминать их…».

«Сюжет картин складывается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на лоскутке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моей кистью…», — рассказывал художник.

Айвазовский имел исключительно разностороннее дарование, в котором совмещались качества, необходимые для художника-мариниста. Кроме поэтического строя мышления, он был одарен прекрасной зрительной памятью, ярким воображением, абсолютно точной зрительной восприимчивостью и твердой рукой, которая попела за стремительным бегом его творческой мысли. Это позволяло ему работать, импровизируя с легкостью, которая удивляла многих современников.

Для него не было секретов в том, как писать, каким приемом передать движение волны, ее прозрачность, как изобразить легкое кружево ниспадающей пены, которая разбегается на изгибах волн. Он прекрасно умел передать накат волны на песчаном берегу, чтобы зритель увидел прибрежный песок, который просвечивает сквозь пенистую воду. Он знал множество приемов изображения волн, которые разбиваются о прибрежные скалы. Он глубоко постиг разные состояния воздушной среды, движение туч. Все это помогло ему блестяще воплощать свои живописные замыслы и создавать яркие, артистически выполненные, обиды.

К глубокой старости, до последних дней жизни Айвазовский был преисполнен новых замыслов, которые волновали его так, вроде бы это был не восьмидесятилетний многоопытный мастер, а молодой художник-начинающий, которого только что вставь на путь искусства. По-видимому, никто никогда не сможет подсчитать, сколько всего произведений создал за свою долгую жизнь Айвазовский. Количество самих лишь картин приближается до шести тысяч. А художник создавал еще и графические рисунки, акварели, сепии.

В 1898 году Айвазовский написал марину «Среди волн», что стала вершиной его творчества. Художник изобразил бурную стихию — грозовое небо и бурное море, покрытое волнами, которые словно кипят в столкновении одна с другой. Он отказался от привычных в своих картинах деталей в виде обломков мачт и кораблей, которые погибают, потерявшись в безбрежном морском пространстве. Он знал много способов, как драматизировать сюжеты своих картин, но не использовал ни одного из них, работая над этой. Мастерство произведения «Среди волн» — плод длинного и рьяного труда всей жизни художника. Невзирая на то, что после создания этой работы он еще два года работал, устраивал выставки своих достижений в Москве, Лондоне и Петербурге, эту картину он не вывозил из Феодосии, и вместе с другими произведениями завещал родному городу.

На вопрос одного из друзей: какую же из всех написанных картин сам мастер считает лучшей, он, не задумываясь, отвечал: «Ту, которая стоит на мольберте в мастерской, которую я сегодня начал писать…»

«Чувствуя в последние годы приплыв сил, я все время отдаю творчеству, не отвлекаясь ничем посторонним». Так говорил Иван Айвазовский в апреле 1900 года. Вскоре он начал новую картину — «Взрыв турецкого корабля». До 19 апреля (2 мая) она была почти завершена…

В Феодосийской картинной галерее имени Айвазовского эта картина экспонируется отдельно. Она навечно — почти законченная.

Айвазовский пережил два поколения художников, а его искусство охватывает огромный отрезок времени — шестьдесят лет творчеству. Заслуги его в искусстве были отмечены во всем мире. Он был избран членом пяти Академий искусств, а его адмиралтейский мундир был увенчан почетными орденами многих стран.

Картины Ивана Айвазовского

На надгробии Ивана Айвазовского викарбовано надпись: Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память»

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!