Джозеф Альберс: жизнь и творчество художника

Джозеф Альберс (нем. Josef Albers; 19 марта 1888, Ботроп — 25 марта 1976, Нью-Хейвен, штат Коннектикут) — немецкий и американский художник, дизайнер, поэт, теоретик и преподаватель.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Джозефа Альберса

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в Боттропе (Рурская область, Германия) 19 марта 1888 г. в семье ремесленника.

В 1908—1913 г. и 1916—1919 г. работал учителем в начальных школах Рура, в том числе и в своем родном городе. В 1913—1916 г. занимался в берлинской Королевской школе искусств, художественноӣ академии Эссена. В 1919—1920 годах учился в Мюнхене, у Франца фон Штука.

В 1920 г. стал студентом высшей школы Баухаус в Веймаре. В 1922 году он создаёт в Баухаусе новую мастерскую художественного стекла, а затем возглавляет там мастерскую мебели.

Его ранние ксилографии и литографии не выделяются над средним уровнем экспрессионизма. Под влиянием конструктивизма Баухауса (где одним из его главных наставников был Ласло Мохой-Надь) перешёл к гораздо более строгому абстрактно-геометрическому стилю, увлекаясь т. н. диафаниями, прозрачными композициями на стекле, исполненными с помощью пескоструйного аппарата.

Переехав вместе со школой в Дессау (1925 г.), был преемником М. Брейера на посту руководителя мебельной мастерской, а с 1930 г. — заместителем директора всей школы. Активно работал как дизайнер, создавая эскизы мебели, а также стеклянной и металлической утвари.

В 1933 году стал одним из первых преподавателей Баухауза, эмигрировавших в США.

Преподавал в колледже Блэк-Маунтин в Эшвилле, Северная Каролина до 1949 года. Среди его учеников были В. де Кунинг, Р. Мозеруэлл, К. Ноланд и Р. Раушенберг.

В 1950 году возглавил кафедру дизайна в Школе искусств Йельского университета, где читал лекции до 1960 года.

Умер Альберс в Нью-Хейвене, Коннектикут 25 марта 1976 года.

ТВОРЧЕСТВО

Творчество Альберса вызвало интерес у представителей различных направлений американской живописи. В 1936 году Альберс вступает в Американскую ассоциацию абстракционистов.

В Эшвилле был создан «Цикл скрипичного ключа», в котором Альберс впервые осуществил цветовое варьирование неизменяемой формы. В своих многочисленных графических работах он пытался постичь амбивалентность линейной геометрии. Как основные элементы рисунка линии той или иной кривизны оказались вытеснены в его работах прямыми углами и квадратами. С 1947 в своих «Вариациях» он проанализировал воздействие цветовых изменений на изобразительное представление внешних форм.

Его станковые серии (Трансформации схемы, 1948–1952; Структурные созвездия, 1953–1958; и др.) с годами становились все более лаконичными, представляя собой цветовые вариации в пределах одной и той же геометрической сетки. 

Structural Constellation 1955

В Йельском университете Альберс завершил свой главный труд — серию «Поклонения квадрату» (начата в 1950), которая имела много общего с работами русского конструктивиста Казимира Малевича. «Поклонения» представляются квинтэссенцией цветовых экспериментов Альберса и наглядно отражают положения его теории восприятия (например, об иллюзионистском воздействии линий на объем пространства), которые оказали большое влияние на возникновение таких направлений, как оп-арт, «кинетическое искусство», «живопись цветового поля» и «новая абстракция». На основе той или иной неизменной геометрической сетки (представляющей собой цветовые плоскости, лежащие одна в другой) Альберс демонстрировал зависимость цветового воздействия от таких факторов, как положение, окружение, количество и интенсивность освещения. В общей сложности получалось более тысячи вариаций одной темы.

Альберс создавал монументальные панно для общественных зданий.

Он разработал новые вариации серии «Поклонения квадрату» на основе однородности цветов, которые создают эффект легкой воздушной дымки.

В 1963 мастер опубликовал главный теоретический труд «Взаимодействие цветов», где изложил свои идеалы стерильно-чистой формы как необходимой первоосновы творчества. Оказал большое влияние на развитие поп-арта и пост-живописного абстракционизма.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

 Одно время активно работал как дизайнер, создавая эскизы мебели, а также стеклянной и металлической утвари.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • «Die Welt der Malerei», Gutersloh-Amstelveen 1997

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.orgkrugosvet.rupeoples.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: