Джан Лоренцо Бернини: жизнь и творчество художника

Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини; итал. Giovanni Lorenzo Bernini; 7 декабря 1598, Неаполь — 28 ноября 1680, Рим) — великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко, ученик своего отца Пьетро Бернини. Его творчество может служить эталоном эстетики барокко: для него характерны «повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью» (БСЭ).

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Джана Лоренцо Бернини

Цитаты художника

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Бернини родился в Неаполе 7декабря 1598 года. Его отцом был Пьетро Бернини, талантливый скульптор-маньерист родом из Флоренции, а матерью Анжелика Галанте, неаполитанка.

Джованни получил свое начальное образование у своего отца Пьетро и в возрасте 7 лет он отправился с ним в Рим, где Пьетро был вовлечен в несколько крупных проектов Здесь в Риме Джованни начал свою карьеру, помогая отцу в его работе.

Джованни был ребенком вундеркиндом и работал так усердно, что заслужил похвалу известного художника Аннибале Карраччи и вскоре был замечен папой Павлом V, который начал ему покровительствовать.

Следует отметить, что в течение своей долгой карьеры, Бернини получил много важных заказов, которые были связаны со сменяющимися на престоле папами. Его ранние работы очень понравились папскому племяннику кардиналу Скопионе Боргезе, который также начал ему покровительствовать и в 1621 году, в возрасте всего 23, Бернини был посвящен в рыцари Папой Григорием XV.

Бюст Кардинала Сципиона Боргезе 1630

Его первые работы были вдохновлены древней эллинистической скульптурой. Он находился под сильным влиянием античных греческих и римских произведений искусств, которые тщательного изучал Ватикане.

Кроме этого он обладал глубокими знаниями живописи Высокого Возрождения начала 16 века.

Его изучение и подражание Микеланджело проявилось в его скульптуре Святой Себастьян (ок. 1617), выполненной для кардинала Маффео Барберини, который позднее стал папой Урбаном VIII и был самым большим покровителем Бернини.

Святой Себастьян

В 1629 году Бернини был назначен архитектором собора Святого Петра и Палаццо Барберини. С тех пор Бернини занимал ведущие позиции в итальянском искусстве 17 столетия, процветающем под покровительством своих кардиналов и пап.

Во время правления Иннокентия X, Бернини, временно находился в опале. Однако в это время он создал один из своих величайших шедевров – капеллу Корнаро в небольшой римской церкви Санта Мария делла Виттория (1644-1655).

Бернини занимался также рисованием и драматургией.

Вскоре Бернини получил новый заказ. Ему было заказано установить две колокольни на церковь Святого Петра. Церковь стояла на болотистой почве, и это было очень рискованно. В июле 1641 года он представил свою первую башню. Через два месяца появились трещины. Было проведено расследование причин ошибки Бернини.  23 февраля 1646 года в Ватикане была собрана комиссия, которая должна была решить судьбу башен Бернини. Папа Иннокентий X принял решение уничтожить башни. 

Он стал получать заказы от низких слоев общества. Шанс восстановить доброе имя ему дал знатный кардинал Карнало, который заказал ему скульптуру Святой Терезы. Бернини создает «Экстаз святой Терезы». Работа понравилась кардиналу. Интерес к Бернини вновь вырос. Иннокентий X стал дружить с ним. Бернини стал примерным христианином и всю жизнь прожил спокойно.

Бернини умер в возрасте 81-го года, пережив 8 пап.

После своей смерти он обрел славу не только величайшего художника Европы, но и как одного из величайшего представителя своей эпохи.

Он был последним в замечательном ряду универсальных гениев Италии, сумев создать стиль барокко, последний итальянский стиль, ставший международным стандартом.

Его смерть положила конец гегемонии итальянского искусства в Европе.

Он был похоронен в Базилике ди Санта Мария Мадджиоре в Риме, Италия. 

БЕРНИНИ ПРОТИВ БОРРОМИНИ

Борромини родился в Швейцарии в итальянском кантоне Тичино. Настоящая фамилия архитектора была Кастелли, но, перебравшись в Рим, он стал называть себя Борромини. Современники его описывали как человека импульсивного, раздражительного, впадающего в меланхолию. Слава Борромини долго оставалась в тени популярности Бернини.

Бернини и Борромини работали вместе над некоторыми проектами.

Например, огромный балдахин в соборе Святого Петра, известный только как «балдахин Бернини» является совместной работой двух архитекторов. Тогда за это задание боролся Борромини, который на тот момент был более квалифицированным мастером. Борромини был очень обижен на Бернини, в том числе и на его высокомерное поведение. Борромини был вынужден помогать Бернини в строительстве, но все заслуги были причислены Бернини. Эту обиду Борромини так и не простил Бернини. 

Все эти моменты не улучшали отношения между Бернини и Борромини, и их вражда даже вошла в легенду.

Говорят, что Бернини посмеялся над соперником, изобразив одну аллегорическую фигуру в фонтане с вытянутой рукой так, будто она готова удержать падающую церковь, а второе скульптурное изображение прячет голову под покрывалом, чтобы не видеть архитектурного шедевра Борромини.

В 1626 году Бернини занимался расширением дворца Пропаганда Фиде на площади Миньянелли, но в связи со смертью Убрана VIII работы поручили Борромини. В этот период дом, где жил Бернини находился рядом с тем дворцом. И известные архитекторы издевались друг над другом, вырезая на стенах дворцов то уши осла, направленные в сторону Бернини, то мужское достоинство, направленное в сторону Борромини. Потом, правда, это архитектурное хулиганство убрали.

Бернини было заказано установить две колокольни на церковь Святого Петра. Сперва была идея создать маленькие колокольни, но неопытный Бернини решил сделать башни побольше. Церковь стояла на болотистой почве, и это было очень рискованно. У Бернини не было честных и опытных помощников. Единственным, кто разбирался в подобных постройках, был Борромини, но их отношения были слишком плохими.

В июле 1641 года он представил свою первую башню. Через два месяца появились трещины. Бернини сильно переживал и перестал есть. Трещины увеличивались. Папа Иннокентий X выбрал себе в фавориты Борромини. Было проведено расследование причин ошибки Бернини. Борромини представил все улики против Бернини. 23 февраля 1646 года в Ватикане была собрана комиссия, которая должна была решить судьбу башен Бернини. Папа принял решение уничтожить башни. Уничтожение заняло 11 месяцев. Видя это, Бернини тяжело переживал. Но вскоре его работа «Экстаз святой Терезы» была оценена по достоинству. Интерес к Бернини вновь вырос. Иннокентий X стал дружить с ним. Художник вернул себе славу.

Скверный характер съедал Борромини, он завидовал успехам конкурентов. После серии неудач Борромини покончил жизнь самоубийством.

ТВОРЧЕСТВО

Он основал стиль борокко в архитектуре и скульптуре и впоследствии развил его до совершенства.

Он был более знаменит как архитектор и скульптор , чем как художник. Однако его картины и, в частности Автопортрет (1623), свидетельствуют о его высоком мастерстве рисовальщика. Кроме того, он писал пьесы, конструировал декорации, был постановщиком театральных феерий.

Автопортрет в юном возрасте 1623

В 16 лет он создал скульптуру «Мученичество св. Лаврентия». Увидев эту скульптуру кардинал Скопион Боргезе решил сделать Джованни своим личным скульптором. Многие из его ранних скульптур, таких как Эней, Анхис и Асканий (1619), Похищение Прозерпины (1622), Давид (1623-24), Аполлон и Дафна (1625), были выполнены для кардинала Сципиона Боргезе, одного из самых влиятельных покровителей этого периода. Все эти произведения находятся в галерее Боргезе, в Риме.

Его первой архитектурной работой была реконструкция церкви Святого Вивиана (Бибиана) в Риме. В то же время, Бернини получил заказ на создание символической структуры над могилой Святого Петра в базилике Святого Петра в Риме. Под патронатом Урбана VIII, первого из восьми пап, которым ему пришлось служить, на протяжении 1624- 1633 годов, он создал знаменитый огромный золочено-бронзовой балдахин над могилой Святого Петра в Риме.

Свои наиболее известные художественные шедевры Бернини создал в период с середины 1640-х по 1660-е годы. В это время папы Урбан VIII, Иннокентий X и Александр VII предоставили ему беспрецедентные возможности для построения церквей, часовень, фонтанов, памятников, надгробий и скульптур. В 1640-х годах он создал капеллу Корнаро, а также саму церковь Санта-Мария-делла-Витториа. Центральной частью капеллы является наиболее известная из его скульптур «Экстаз Св. Терезы (1645-52), изображающей мистические переживания великой испанского реформатор кармелитов Тереза из Авилы. Произведение представляет собой большую статую (высотой 3,5 м), освещенную отраженным светом, идущим из скрытого окна. Этот шедевр является одним из самых вдохновенных памятников истории искусства и самым серьезным примером зрелого мастерства Бернини.Экстаз святой Терезы 1640

На протяжении 1648-1651 годов Бернини создал одну из самых впечатляющих своих работ -Фонтан Четырех рек на Пьяцца Навона в Риме. Фонтан представляет собой древне египетский обелиск над полой скалой увенчанной четырьмя мраморными фигурами символизирующими четыре самые большие реки мира. В церкви Св. Петра, он создал Скала Реджа и героической конная статуя Константина (1654-70).

Фонтан четырех рек-1651

Для Часовня Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме, он создал две группы: Даниил во львином рву и Аввакум и ангел (1655-61). Между 1658 и 1670 Бернини построил три церкви: Сан Томасо ди Вилланова в Кастельгандольфо, Вознесения Санты-Мария на Ариччиа и Сан Андреа аль Квиринале в Риме. Еще с 1656 года он начал работать над монументальной композицией, Площадью Святого Петра — большой эллиптической площадью и раскрывающей свои объятия коллонадой в передней части церкви. Этот шедевр Бернини, созданный в 1656-1663 гг., является одним из его самых новаторских и успешных архитектурных проектов и его величайшим достижением. Именно его архитектурные проекты, в том числе и колоннада Святого Петра, принесли ему наибольшую известность и мировую славу.

Вид на площадь Святого Петра. Колоннада

В 1665 году Людовик XIV пригласил его в Париж, для завершения строительства Лувра, но новаторские планы Бернини не нашли одобрения. Возвратившись в Италию, он продолжил работу над площадью Святого Петра.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

«Ангелы и демоны» — роман, герои которого разгадывают загадки, оставленные Бернини.

Джованни вел совместную жизнь с замужней женщиной Констанцией. Однажды до него дошли слухи, что Констанция изменяет ему с его младшим братом Луиджи, тоже скульптором и математиком. Джованни решил проверить эти слухи и в один день сказал, что уедет через день и в городе его не будет. Вместо этого на следующее утро он подошел к своему дому. Там он и застал Луиджи с Констанцией. Луиджи убежал, но Джованни догнал его и стал избивать. Он схватил металлический прут и ударил им Луиджи, сломав ему два ребра. Их мать успела позвать гвардейцев, которые расцепили дерущихся. Но как выяснялось, Джованни заранее послал в свой дом слугу, которому дал задание изуродовать Констанцию. Пока Джованни и Луиджи дрались, слуга исполосовал лицо спящей Констанции. Бернини был обвинен в нанесении тяжких телесных повреждений и покушении на убийство. Урбан VIII уладил дело и приговорил Джованни к штрафу, а также заставил его жениться на Катерине Тезио, дочери римского адвоката. Луиджи Бернини за участие в драке был выслан в Болонию, а слуга и Констанция (которую обвинили в прелюбодеянии) были отправлены в тюрьму. Констанция некоторое время просидела в тюрьме и вышла благодаря своему мужу. Луиджи вскоре вернулся в Рим, но был вновь выслан за попытку изнасилования. 

Когда королева Швеции Кристина посетила Бернини в его студии, он встретил ее в рабочем халате скульптора, и она не восприняла это как оскорбление ее величества, но просто потрогала халат как исторический экспонат. 

ЦИТАТЫ ХУДОЖНИКА

  • Три вещи, которые необходимы для успеха в живописи и скульптуре: видеть красоту, и приучать себя к этому с молодых лет, упорно работать и получать хорошие советы.
  • Архитектор доказывает свое мастерство, переводя недостатки пространства в достоинства.
  • Существуют два приема, которые могут помочь скульптору оценить свою работу: первый, не видеть ее некоторое время. Второй … посмотреть на свое произведение через очки, которые будут менять его цвет, увеличивать или уменьшать его размеры, делать его неузнаваемым, так, чтобы оно выглядело, как будто это работа другого …
  • Наибольшей похвалы заслуживает тот архитектор, который умеет соединить в постройке красоту с удобством для жизни.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Бернини, Джовани Лоренцо // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907
  • Аркин Д. Лоренцо Бернини // Искусство. 1955, № 6
  • Лившиц Н. А. Бернини. — М.: Искусство, 1957

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.orggeniusrevive.combiancoloto.com

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: