Йозеф Бойс: жизнь и творчество художника

Йозеф Бойс (нем. Joseph Beuys, 12 мая 1921, Крефельд, Германия — 23 января 1986, Дюссельдорф, Германия) — немецкий художник, один из главных теоретиков постмодернизма.

 

Содержание

Биография Йозефа Бойса

Творчество Бойса

Интересные факты из жизни художника

Картины Йозефа Бойса

Библиография

Биография Йозефа Бойса

Йозеф Бойс родился в Крефельде (земля Северный Рейн-Вестфалия) 12 мая 1921 в семье торговца. Детство провел в Клеве близ голландской границы.

Во время Второй мировой войны служил в авиации. Началом его «личной мифологии», где факт неотделим от символа, послужила зима 1943, когда его самолет был сбит над Крымом. Морозная «татарская степь», а также топленый жир и войлок, с помощью которых местные жители спасли его, сохранив телесное тепло, предопределили образный строй его будущих произведений.

Вернувшись в строй, воевал также в Голландии. В 1945 был взят в плен англичанами.

В 1947—1951 учился в Академии художеств в Дюссельдорфе, где главным его наставником был скульптор Э.Матаре.

Художник, получивший в 1961 звание профессора Дюссельдорфской академии, был в 1972 уволен после того, как вместе с не принятыми абитуриентами в знак протеста «оккупировал» ее секретариат.

В 1978 федеральный суд признал увольнение незаконным, однако Бойс уже не принял профессуры, стремясь быть максимально независимым от государства.

 

На волне левой оппозиции он опубликовал манифест о «социальной скульптуре» (1978), выразив в нем анархо-утопический принцип «прямой демократии», призванной заменить существующие бюрократические механизмы суммой свободных творческих волеизъявлений отдельных граждан и коллективов.

В 1983 выставил свою кандидатуру на выборах в бундестаг (по списку «зеленых»), но потерпел поражение.

Бойс умер в Дюссельдорфе 23 января 1986. После смерти мастера каждый музей современного искусства стремился установить один из его арт-объектов на самом видном месте в виде почетного мемориала.

Самым крупным и в то же время самым характерным из этих мемориалов является Рабочий блок в Музее земли Гессен в Дармштадте — анфилада залов, воспроизводящих атмосферу бойсовской мастерской, полной символических заготовок — от рулонов прессованного войлока до окаменевших колбас.

Творчество Бойса

В его творчестве конца 1940—1950-х годов доминируют «первобытные» по стилю, близкие наскальным росписям рисунки акварелью и свинцовым штифтом с изображением зайцев, лосей, овец и других животных.

Занимался скульптурой в духе экспрессионизма В.Лембрука и Матаре, исполнял частные заказы на надгробия. Испытал глубокое воздействие антропософии Р.Штейнера.

В первой половине 1960-х годов стал одним из основоположников «флюксуса» или «флуксуса», специфической разновидности искусства перформанса, наиболее распространенной именно в Германии.

Яркий оратор и педагог, в своих художественных акциях всегда обращался к аудитории с императивной агитационной энергией, закрепив в этот период и свой знаковый имидж (фетровая шляпа, плащ, рыболовный жилет).

Использовал для арт-объектов шокирующие непривычные материалы типа топленого сала, фетра, войлока и мёда; архетипическим, сквозным мотивом пребывал «жировой угол», как в монументальных, так и в более камерных (Стул с жиром, 1964, Музей земли Гессен, Дармштадт) вариациях. В этих произведениях остро проступили чувство тупикового отчуждения современного человека от природы и попытки войти в нее на магически-«шаманском» уровне.

Среди известных перформансов Бойса: «Как объяснять картины мертвому зайцу» (1965; с тушкой зайца, к которому мастер «обращался», покрыв свою голову мёдом и золотой фольгой).

«Койот: я люблю Америку и Америка любит меня» (1974; когда Бойс три дня делил комнату с живым койотом).

«Медогонка на рабочем месте» (1977; с аппаратом, гнавшим мёд по пластмассовым шлангам).

«7000 дубов» — наиболее масштабная акция, во время международной арт-выставки «Документа» в Касселе (1982): огромная куча базальтовых блоков здесь постепенно разбиралась по мере того, как высаживались деревца.

Интересные факты из жизни художника

После того, как Йозефа Бойса исцелили крымские татары он понял, что жизнь человека – это главная ценность нашего мира. Бойс на себе испытал целительную силу войлока, который спас ему жизнь. Он навсегда оказался очарован этим замечательным материалом, данным нам природой.

Все творчество Йозефа Бойса было посвящено идее сохранения Жизни. И одним из главных материалов, им используемых, был именно войлок. Он делал из него скульптуры: заворачивал в войлок рояль, стулья, кресла.

infiltration-for-piano

Знаменитое творение Бойса – «фетровый костюм», который символизирует тепло и защиту от внешнего мира, словно кокон.

131004175310

Бойс один из первых начал помещать наборы объектов в витрины, перенося объекты не искусства в подчеркнуто музейный контекст.

131004181841

В своих многочисленных акциях он не только заворачивал в войлок предметы, но и сам закутывался в него, и обкладывался салом. Войлок в этом контексте выступал как хранитель тепла, а скульптура из войлока понималась им как своего рода электростанция, производящая энергию.

Йозеф Бойс сломал старые устои в искусстве и открыл дорогу новому видению мира. Он стал основоположником постмодернизма.

Таким образом, результатом пересечения судьбы войлока, удивительного человека и истории 20 века, явился новый этап в отношении человечества к войлоку. Благодаря творчеству Йозефа Бойса, интерес к этому материалу очень сильно повысился и не угасает до сих пор.

За свою жизнь Йозеф Бойс осуществил 70 акций, организовал 130 своих персональных выставок, создал более 10 000 рисунков, большое количество инсталляций, графических серий, не говоря уже о бесчисленных дискуссиях, симпозиумах, лекциях, которые тоже принимали характер или акций. 

Библиография

  • Бычков В. Эстетика. — М.: Гардарики, 2004. — 556 с. — ISBN 5-8297-0116-2, ISBN 8-8297-0116-2 (ошибоч.).
  • Герольд Й. 16.03.1944. Один день из жизни Йозефа Б. / Й. Герольд; авт.-ст. В. Гуркович и П. М. Пиксхауз; фот. Й. Либхена. — [Симферополь] : Крым. респ. краевед. музей, [2001].

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: livemaster.ruru.wikipedia.orgpeoples.ru 

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: