Ци Байши: жизнь и творчество художника

Ци Байши (1 января 1864, Сянтань, Хунань, Династия Цин — 16 сентября 1957, Пекин, КНР) — известный китайский художник, каллиграф и мастер резьбы по камню.

Содержание

Биография Ци Байши

Творчество Байши

Интересные факты из жизни художника

Картины Ци Байши

Библиография

Биография Ци Байши

Жизнеописание Ци Байши сразу же открывается с тайны. Если место его рождения не вызывает разногласий, то насчет даты существуют разночтения. Большинство биографов сходятся на дате 1 января 1864 года, однако приводится и дата 22 ноября 1863 года, и даже бывают предположения, что Ци Байши родился в 1861 году. Точно известно, что родился он в бедной крестьянской семье в деревне Синдоу провинции Хунань.

Когда мальчику было девять лет, его отправили учиться к деду, купив на сэкономленные большими усилиями деньги письменные принадлежности и книги. Начав учиться каллиграфии, он стал интересоваться и живописью, делать первые свои рисунки. Однако материальное положение семьи вынудило Ци Байши уже через год бросить учебу и вернуться помогать вести хозяйство — пасти скот, собирать хворост. Тем не менее в свободное время он продолжал писать и рисовать. Поскольку денег на покупку бумаги не было, он рисовал на обороте листов, вырезанных из старых счетных книг.

Поскольку мальчик не отличался крепким здоровьем, то в возрасте двенадцати лет его отдали в обучение к столяру, где он также проявил творческие наклонности: он вырезал фигурки животных, изготовлял табакерки, ксилографические лубочные картинки на традиционные китайские сюжеты о богах и героях.

Кумиром Ци Байши был живший три века назад живописец Сюй Вэй. В одном из своих стихотворений Ци Байши пишет: «О как я хотел бы родиться 300 лет назад, ведь тогда я мог бы растирать краски и готовить бумагу для Вечно Зеленого (псевдоним Сюй Вэя)!»

В 28 лет стал учеником известного художника Ху Циньюаня и начал учиться китайской национальной живописи гохуа.

В 1917 году приехал в Пекин, где и остался жить, окончательно посвятив себя живописи. Несмотря на то, что Ци Байши так и не получил даже базового образования, в возрасте шестидесяти шести лет он был приглашен на должность профессора кафедры живописи в Пекинском университете искусств.

В 1953 году он стал первым председателем Союза китайских художников, а Министерство культуры Китая присвоило ему титул «Великого художника китайского народа».

В 1954 году был избран депутатом Всекитайского Собрания народных представителей. В том же году стал одним из авторов картины «Гимн миру», подаренной коллективом китайских художников Всемирной ассамблее сторонников мира.

В 1956 году был удостоен Международной премии Мира.

Ушел из жизни в Пекине 16 сентября 1957 года.

Творчество Байши

Ци Бай-ши работает в технике “гохуа” (дословно — китайская живопись) — водяными красками на свитках из шелка и бумаги. Эта техника возникла на основе приемов традиционной китайской живописи (изображение предмета с помощью пятен цвета и тонких линий на нейтральном фоне).

В начале XX века художник много путешествует по Китаю, и своеобразным отчетом этих странствий становится пейзажные циклы: «Двадцать четыре пейзажа Шимэнь» и «Виды горы Цзе».

Ци Бай-ши работал в разных жанрах, но прославились на весь мир его “цветы и птицы”. Бамбук — как символ истинного, но опустошенного человека, бабочка — явь и сон, летучая мышь — символ счастья, кукушка на ветвях- говорит нам о лете — символов великое множество! Или вот еще трактовка по гармонии инь-ян: инь — это земля, деревья, вода, темные пятна, а ян — свет, цветы, горы.

Ци Бай-ши был новатором сюжетов, в его картинах появляются новые герои — креветки, или неблагородные птицы — воробьи, сороки, вороны, тогда как традиционно изображались только благородные пернатые — ястреб и орел.

Представленный сегодня натюрморт — редкий сюжет в живописи “гохуа”. Чайник, жаровня, веер, втиснутые в пустоту белой бумаги, слеплены из случайных лепестков цвета. Они как виденье — то ли проявляющееся, то ли исчезающее. В основе этого предметного мира, созданного Ци Бай-ши, — пустота — как высшая степень осмысленности всего сущего.

Мастер творил более семидесяти лет и оставил людям несколько тысяч своих произведений. Рисуя, он сравнивал себя с растениям и считал, что только слива мэйхуа способна понять его до конца, по его же словам — художник “купается в орхидеевой воде, моет волосы ароматом цветов”.

Интересные факты из жизни художника

Если меня спросят — в чем красота рисунка, я отвечу — чем тоньше, тем лучше.

Эти строки принадлежат великолепному китайскому художнику, поэту и философу XX века — Ци Бай-ши (1863-1957).

На протяжении всей жизни Ци Бай-ши вел дневник, некоторые записи мне показались интересными, например, вот эта, где описывается детство мастера:

«Придя из школы, я схватил кисть и тушечницу, и принялся рисовать. Бог грома, которого я нарисовал, был больше похож на смешного попугая, а я все рисовал и рисовал, но не мог достичь сходства. Тогда я наложил на изображение лист прозрачной бумаги и перерисовал его. В то же время я начал рисовать старых рыбаков. Это было совсем нелегко, но я продолжал рисовать. Я рисовал также цветы, травы, птиц, животных, насекомых, рыб, лошадей, свиней, крабов, лягушек, бабочек, стрекоз — одним словом, все, что попадалось на глаза. Это все вещи, которые я очень люблю. Но как ни стремился я запечатлеть Юйгуна, результаты все еще были неутешительные».

И тут надо пояснить, что родился Ци Бай-ши в очень бедной семье, и стал художник не благодаря, а вопреки обстоятельствам жизни.

Библиография

  • Завадская Е. В. Ци Байши. М.: Искусство, 1982

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: onaturmorte.ruru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Ци Байши: картины художника



Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Проголосуйте page