Мстислав Добужинский: жизнь и творчество художника

Мстислав Добужинский (1875 Новгород — 1957 Нью-Йорк) — русский и американский художник, мастер городского пейзажа, художественный критик, мемуарист.

Содержание

Биография Мстислава Добужинского

Творчество Добужинского

Работы художника

Картины Мстислава Добужинского

Библиография

Биография Мстислава Добужинского

Мстислав Добужинский родился 2 (14) августа 1875 г. в Новгороде. Его отец служил в петербургском Михайловском артиллерийском училище и вышел в отставку в чине генерал-майора.

После рождения сына родители разошлись, и мать, артистка, певица и либералка уехала. Отец забрал сына на воспитание, и всё своё детство он делил между любящими его родителями, поочерёдно проживая то у одного, то у другого.

Ребёнком три года жил с отцом в Кишинёве, где поступил во второй класс 2-й городской гимназии. Гимназию окончил в Вильне. Учился в Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе и у Ш. Холлоши (Мюнхен, 1899—1901).

Первый директор Витебского художественного училища (1919).

Работал над оформлением спектаклей БДТ в первые годы его работы.

Преподавал в Петербурге в частных художественных школах, с 1922 г. был профессором Академии художеств в Петрограде.

В 1924 году при содействии Ю. Балтрушайтиса художник принял литовское гражданство и уехал из СССР.

В 1925 г. работал для Рижского театра, с 1926 по 1929 год — для парижского театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь».

 

Был членом парижской масонской ложи «Юпитер» № 536 (Великая Ложа Франции). Посвящён в степень ученика — 20 октября 1927 года, возведён в степень подмастерья — 21 июня 1928, в степень мастера — 17 января 1929 года. Оставался членом ложи по 1938 год[3].

С 1939 года жил в США. Последнее интервью Мстислав Добужинский дал за два дня до своей смерти, 19 ноября 1957 года, корреспонденту Радио «Свобода» Борису Оршанскому.

Скончался 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке.

Творчество Добужинского

В начале творческого пути (1902—1905) испытывал влияние югендстиля и известнейших художников Серебряного века — А. Н. Бенуа и К. А. Сомова.

Участвовал в выставках с 1902 года. Член объединения «Мир искусства». Одним из первых оценил талант М. К. Чюрлёниса.

По стилю Добужинский был близок к символистам.

По его словам, в его любимом городе Петербурге его как художника интересовали не столько общепризнанные красоты, сколько детали «изнанки» — закоулки, дворы и тому подобное.

Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»), подобно другим членам «Мира Искусства» писал исторические картины («Пётр Великий в Голландии»).

Оформлял театральные спектакли Московского художественного театра («Месяц в деревне» И. С. Тургенева, 1909; «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому, 1913), антрепризы С. П. Дягилева и др.

С 1929 году Добужинский — ведущий художник литовского Государственного театра (Каунас). Преподавал в частной художественной школе, сотрудничал в литовских изданиях. В 1935 году с группой каунасского театра уехал в Англию.

Добужинский много работал в жанре книжной графики, став автором иллюстраций к рассказу «Ночной принц» С. А. Ауслендера (1909), «Барышне-крестьянке» и другим произведениям А. С. Пушкина, «Свинопасу» Андерсена (1922), «Белым ночам» Достоевского (1923), «Трём толстякам» Ю. Олеши (1928) и многим другим произведениям.

Работы художника

  • Петербург. Фонтанка. Летний Дворец Петра 1
  • Двор
  • Петербург. Мойка. У Нового Адмиралтейства
  • В ротах. Зима в городе
  • Октябрьская идиллия
  • Умиротворение
  • Старый домик
  • Домик в Петербурге
  • Кукла
  • Омнибус в Вильно
  • Лондон. Монумент
  • Стеклянная улица в Вильно
  • Гримасы города
  • Сад
  • Канал. Хаарлем
  • Неаполь
  • Чернигов. Склады
  • Воронеж. Ворота
  • Поцелуй
  • Витебск
  • Митинг перед Дворцом Искусств
  • Из жизни Петрограда 1920 года
  • Ночь в Петербурге
  • Иллюстрация к повести Достоевского «Белые ночи»
  • Зеленая диванная. Эскиз декорации к пьесе Тургенева «Месяц в деревне»
  • Сад. Эскиз декорации к балету Глазунова «Раймонда»
  • Грот. Эскиз декорации к опере Вагнера «Тангейзер»
  • Провинция 1830-ых

Библиография

  • Маковский С., Нотгафт Ф. Графика М. В. Добужинского, Л., 1924.
  • Гусарова А. Книжная графика М. В. Добужинского // Очерки по русскому и советскому искусству. М., 1965.
  • История русского искусства, т. 10, кн. 1, М., 1968, с. 431-43, кн. 2, М., 1969, с. 194-99.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.orgbibliotekar.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: