Дуччо: жизнь и творчество художника

Дуччо ди Буонинсенья (1260—1319) — итальянский художник, представитель сиенской школы, Проторенессанс.

Содержание

Биография Дуччо

Творчество Дуччо

Интересные факты из жизни художника

Картины Дуччо

Библиография

Биография Дуччо

Согласно документам, в 1292 году художник имел дом в Кампореджо, недалеко от церкви Сан Антонио в Фонте Бранда, который ранее принадлежал Буонинсенья, его отцу, а также владел полями и виноградниками в сельской местности.

В 1313 году он приобрел дом в сиенском квартале Сталлореджи, в котором жил и держал мастерскую.

Однако, судя по количеству штрафов, наложенных за неуплату налогов, Дуччо не умел грамотно распоряжаться деньгами.

Художник часто конфликтовал с властями, однако те сумели оценить его талант, и, несмотря на все проблемы, он смог сделать блестящую карьеру.

Творчество Дуччо

Основная суть искусства Дуччо заключалась в стремлении обновить художественный язык, выйдя за пределы традиционной византийской живописи, которая доминировала в его время в искусстве Сиены. И он смог это сделать как истинный мастер, не порывая с прошлым, а создавая прекрасную смесь старого и нового всей силой своего таланта и тонкого вкуса.

Формирование Дуччо происходило под влиянием Чимабуэ.

Известный итальянский искусствовед Фердинандо Болонья относит период его формирования к 1278-79 годам, или даже ранее.

Он считает, что в 1283-84 годах Дуччо и Чимабуэ уже работали в тесном сотрудничестве, и вполне убедительно доказывает, что во фресках Чимабуэ, которые тот написал в Верхней церкви Сан Франческо в Ассизи, в нескольких местах отчетливо видна рука Дуччо.

К сожалению, подписанным самим Дуччо является только одно произведение — большая «Маэста» из сиенского собора. Однако сегодня практически ни у кого не вызывает сомнений атрибуция еще нескольких работ. Это маленькая «Маэста» (Музей искусства, Берн), «Францисканская Мадонна» (Сиена, Пинакотека), «Мадонна с младенцем» известная как «Мадонна Строганова» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), «Мадонна с младенцем и шестью ангелами» (Национальная галерея Умбрии, Перуджа), и небольшой «Триптих № 566» (Национальная галерея, Лондон). Кроме названных, практически бесспорных работ Дуччо, сегодня ему приписывают «Полиптих № 47» (Сиена, Пинакотека).

Существует еще несколько произведений, которые приписывают либо мастерской Дуччо, либо его совместному с кем-либо творчеству, например, «Мадонна с младенцем.(№ 593)» (Сиена, Пинакотека), которую по мнению экспертов он написал совместно с Мастером Бадиа а Изола. Большинство сотрудников его мастерской не оставили своих имен.

Считается, что самый ранний период Дуччо, до «Мадонны Ручеллаи», был особенно лиричным, и что в это время он написал одну из самых изысканных своих мадонн — «Мадонну Креволе», которую рассматривают как самое раннее его произведение.

Интересные факты из жизни художника

Несмотря на то, что Дуччо жил довольно давно — в XIII веке, о нём осталось немало сведений. Из документов следует, что художник был очень независимым и темпераментным человеком, а за изысканностью и элегантностью его творений скрывался мятежный дух. Любое проявление власти вызывало у него протест.

Первый из его многочисленных конфликтов с властями Сиены произошёл в 1280 году. Суть конфликта в документах не освещена, но большая сумма штрафа, которую Дуччо пришлось заплатить — 100 лир, свидетельствует о том, что это было нечто весьма серьёзное.

Ощутив первые лучи славы и почувствовав некоторую защищенность, связанную с положением популярного художника, Дуччо вел себя довольно дерзко. В те времена войны были очень частыми, а Дуччо, например, в 1289 году отказался принять клятву на верность командиру милиции (народного ополчения).

В 1302 году он отказался участвовать в военных действиях в Маремме, за что был оштрафован на 18 лир и 10 сольди.

22 декабря того же года он был вновь оштрафован, правда на сей раз уже за занятия магией. Впрочем, эти занятия в то время не рассматривались как большое преступление, и штраф составил всего пять сольди.

Библиография

  • Алпатов М. В., Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. М.—Л., 1939
  • Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. М., 1959
  • Назарова О.А. «Маэста» Дуччо ди Буонинсенья в контексте итальянской алтарной живописи // Новая Европа. Международное обозрение культуры и религии. № 20. М., 2008.
  • Brandi С. Duccio. Firenze, 1951
  • Carli E. Duccio. Milano, 1962
  • Luciano Bellosi, Duccio La Maestà, avec Louis Bonalumi, Gallimard (1999) (ISBN 2-07-011626-3)

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: