Филипп Густон: жизнь и творчество художника

Филипп Густон (англ. Philip Guston), наст. имя Филипп Гольдштейн (27 июля 1913 года, Монреаль — 7 июня 1980 года, Вудсток, Нью-Йорк) — американский художник.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Филиппа Густона

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в Канаде, в семье еврейских эмигрантов — выходцев из России, родители художника приехали в Америку из Одессы. Вскоре семья переезжает в Лос-Анджелес. Рисовать начал уже в юношеские годы, вначале комиксы.

Обучение начал в Школе рисования в Кливленде. В годы учёбы (30-е гг. XX ст.) уделял внимание прежде всего созданному Джорджо ди Кирико стилю метафизический реализм, а также фресковой живописи старых итальянских мастеров — Андреа Мантеньи, Мазаччо, Паоло Уччелло.

В конце 30-х Ф.Густон работает в рамках государственной программы развития в области пропагандистской, настенной живописи, однако к началу 40-х годов возвращается к живописи станковой.

В 1960-х творчество Филипа Гастона получило признание и оказало сильное влияние на многих художников, среди которых Георг Базелиц, Юлиан Шнабель и других.

ТВОРЧЕСТВО

В его творчестве соединилась пластика и лапидарная графическая фигуративность, в чем сказалось увлечение комиксами и карикатурой в молодости. Он пробует себя в разных ипостасях, в частности он создал серию работ в жанре абстрактного экспрессионизма, и тем не мение со временем вернулся к фигуративному искусству.

В отличие от Поллока, который дает пример узкого типа инновации, в Густоне легко различить множество традиций. Прежде всего — европейских. Среди них, бесспорно, на первое место следовало бы поставить Пикассо. Его абстрактные полотна наследуют пикассовскому типу кубистического построения пространства, при котором пластический центр картины воспроизводит максимальную интенсивность цвета, а периферия полотна постепенно истаивает, растворяется в белесом фоне.

В 1930-х годах Густон участвовал в мексиканских стенных росписях дворца императора Максимиллиана, что, как считают историки, одновременно укрепило его тягу к большим форматам и левые политические симпатии.

На рубеже 1947/1948 годов художник пишет свою первую абстрактную картину «Палачи» (The Tormentors). В конце 40-х и в 50-е годы XX столетия художник работает в стиле абстрактного экспрессионизма. В то же время обращение к сюжетам, навеянным событиями двух мировых войн сближает его полотна с экспрессионистской живописью Макса Бекмана.

The Tormentors, 1947-1948

Вернуться к фигуративности от абстрактных полотен, насыщенных розовым и серым, Густона заставила гражданская совесть человека, пережившего вторую мировую и вьетнамскую войны. В это время он часто воспроизводит и перерабатывает в новых работах сюжетные мотивы своих ранних картин из 30-х годов (например, тема преступлений, творимых Ку-Клукс-Кланом).

Когда кто-то спросил Густона, не выражают ли его картины некоторого пессимизма, он усмехнулся: «Нет, тут не пессимизм — тут просто обреченность».

Эта обреченность приняла в 70-е годы совершенно иной фигуративный и пластический язык. Если в 30-х он еще изображал нечто социально объективное («Бомбардировки», 1938), то в 70-х в его картине «Живопись. Курение. Еда» (1973) мы видим примитивный рисунок человека, прикованного к постели и знающего, что смерть так же близка, как больничный обед.

Painting, Smoking, Eating 1972

От Вилема де Кунинга остались только широкие мазки, но рука Густона сохраняла сдержанный жест, что придает характеру его мазков масштаб, близкий к ранним полотнам Мондриана (стиль «плюс и минус»).

В этой ручной жестикуляции скрывается особая ментальность его полотен. Именно эта концентрация пластической выразительности на линии как следе жеста сделала его фигуративные композиции последних лет столь органичными. В них в непривычно крупном масштабе мы видим рисуночки, которые обычно делают на маленьких клочках бумаги с необыкновенной свободой графического жеста, почти не зависящей от зрительного опыта и проверяемой им только в общей компоновке пятен.

Этим они, в частности, отличаются от близких к ним по графике черных линий с цветовыми пятнами на полотнах Леже, который, скорее, исходил из идеи витража с его крепкой пригонкой линий и контуров друг к другу.

И все эти полотна Густона обычно окрашены в два цвета — розовый, переходящий в красный, и серый, переходящий в черный.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Настоящая фамилия американского художника – Гольдштейн, которую он со временем заменил на Густон.

Интересным фактом в искусстве этого художника является то, что он создавал свои новые картины на основе уже когда-то созданных картин, что выделяло его среди других мастеров.

Отец художника, кузнец по профессии, смог в Лос-Анджелесе найти работу только в качестве дворника. Он повесился в сарайчике, во дворе собственного дома. Там Густон нашел и обрывок веревки, который затем время от времени появляется в его полотнах.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Barbara Hess «Abstrakter Expressionismus», Köln 2005

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: 8-poster.ruru.wikipedia.orgold.codered.ru, news.bbc.co.uk

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: