Томас Икинс: жизнь и творчество художника

Томас Каупертуэйт Икинс, (англ. Thomas Cowperthwaite Eakins; 25 июля 1844 — 25 июня 1916) — американский художник, фотограф, педагог, крупнейший (наряду с Уинслоу Хомером) представитель американской реалистической живописи.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни Томаса Икинса

Картины Томаса Икинса

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в Филадельфии, там же проработал большую часть своей жизни. Икинс считается передовым американским портретистом, а также одним из лучших художников 19 века.

Образование он получил в Академии изящных искусств Пенсильвании. Затем он обучался анатомии в медицинском колледже Джефферсона (сейчас университет Томаса Джефферсона). С 1866 по 1870 Икинс учился в Париже у Жана Жерома. В 1869–1870 побывал в Испании, испытав большое влияние Д.Веласкеса и Х.де Риберы.

С 1870 года у Томаса Икинса начался этап преподавания в Пенсильванской Академии. Там его жестоко критиковали за инновации в обучении, что послужило причиной ухода с должности в 1886 году. Занятия Икинса продолжились в Филадельфийской Лиге студентов, изучающих искусство (Philadelphia’s Art Students League).

Икинс оживил портретную живопись в США. Благодаря его влиянию как учителя, была основана школа американского искусства, хорошо проявившаяся в работах Хенри, Слоана, Глаккенса, а в последнее время – в работах художников-реалистов нового поколения.

Self-portrait 1904

Начиная с 1880-х годов, в творчестве Томаса Икинса широко используется фотография. Он пользуется фотоаппаратом для выполнения превосходных снимков семьи, друзей, животных, деревенских сцен. Кроме того фотоаппарат Икинс использует для придачи своим картинам еще большей реалистичности, а также для вдохновения.

Только в конце биографии Икинса он был признан великим художником.

Умер Икинс в Филадельфии 25 июля 1916.

ТВОРЧЕСТВО

Начинал свой творческий путь как домашний портретист; обращаясь лишь к привычным, хорошо знакомым сюжетам, выдвинулся как мастер жанрового портрета, живописующего энергичную, волевую личность в пейзажной или бытовой среде.

В живописи Икинса и его фотографиях обнажённое и полуобнажённое тело (чаще всего мужское) занимает выдающееся место. Ему принадлежит множество изображений спортсменов, особенно гребцов и борцов. Несколько скульптурных работ в биографии Икинса включают фигуры лошадей, а также мемориальную арку морякам в Бруклине, Нью-Йорк.

Среди его наиболее известных работ: «The Surgical Clinic of Professor Gross» (1875), «The Clinic of Professor Agnew» (1889), «The Concert Singer», «The Chess Players» (1876), «The Thinker» (1900). Его изображения спортсменов, например, «Swimming» (иногда называемая «The Swimming Hole», 1885), «Salutat» (1898), «Max Schmitt in a Single Scull» (1871) особенно хороши.

Икинс искал, прежде всего, способ честно описать реальность, которую он наблюдал, пытаясь углубиться в самое сердце американской жизни.

Он ощущал, что ни одна формула идеальной красоты не может сравниться с тем, что является настоящим, тем, что он видит.

За свою биографию Икинс создал множество портретов, которые не были льстивыми.

Они были пронизывающими, и часто разочаровывали его натурщиков.

Старательное изучение анатомии и геометрических перспектив позволяли амбициям Икинса схватывать, определять реалистичность экстерьера в картинах, пока его поразительная честность позволяла видеть внутреннюю реальность человеческого характера. Его ощущения, а также метод передачи света на человеческих лицах часто связывают с подобным в работах Рембрандта. В период, когда большинство художников были сосредоточены на экзотических, нарочно живописных полотнах, Икинс успешно констатировал ежедневный рутинный мир вокруг себя с проникновенной, сильной человечностью.

«КЛИНИКА ГРОССА»

Наиболее известная картина «Клиника Гросса» (1875), изображающая известного филадельфийского хирурга Сэмюэла Гросса, руководящего операцией (судя по всему, по удалению части кости из бедра пациента) перед заполненным студентами амфитеатром медицинской академии, реализм которой послужил причиной скандала. Картина, решенная в суровом, драматически-контрастном колорите, воспринимается как романтическая, но в то же время беспощадно натуральная – благодаря подробностям анатомической диссекции – ода науке. Героическая фигура доктора Гросса прочитывается как гимн достижениям человеческой мысли.

The Gross Clinic 1875

Эта картина, одна из самых крупноформатных работ художника (244х198 см), вызвала, однако, не слишком тёплый приём современников, шокированных изображением на картине хирургической процедуры, и была продана всего за 200 долларов. Для сравнения можно иметь в виду, что в 2006 г., когда картина была вновь выставлена на продажу и её захотела приобрести Национальная галерея искусств в Вашингтоне, в Филадельфии был объявлен сбор средств для того, чтобы сохранить «Клинику Гросса» в родном городе Икинса; были собраны 30 миллионов долларов, позволившие Филадельфийскому музею искусств и Пенсильванской Академии изящных искусств приобрести картину в совместное владение за общую сумму 68 миллионов долларов.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ТОМАСА ИКИНСА

На протяжении всей преподавательской карьеры у Икинса возникали трения с попечительским советом Академии из-за того, что Икинс уделял очень большое внимание изучению и изображению обнажённой натуры, проявляя при этом не созвучное эпохе свободомыслие (так, в классах Икинса студенты, случалось, позировали друг другу в обнажённом виде). В итоге в 1886 г. Икинс был уволен за то, что в классе, где занимались не только студенты, но и студентки, поставил мужчину-натурщика в полностью обнажённом виде, без фигового листка.

Дружил с поэтом У.Уитменом и оставил едва ли не лучший его портрет (1887, Пенсильванская Академия художеств), отмеченный непринужденной простотой и эмоциональностью образа.Портрет Уитмена 1887

Начиная примерно с 1886 года Икинс втайне от других делает наброски картин с фотографий с помощью техники, которая была не раскрыта до начала 21 века. Кроме того Икинс использует фотографию для изучения движений, разрабатывая камеру для Майбриджа, которая, благодаря способу вращения диска вокруг линзы, могла делать несколько кадров за один щелчок. Таким образом, это помогло изучить движения в человеческой и животной жизни.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Adams, Henry: Eakins Revealed: The Secret Life of an American Artist. Oxford University Press, 2005
  • Berger, Martin: Man Made: Thomas Eakins and the Construction of Gilded Age Manhood. University of California Press, 2000
  • Goodrich, Lloyd: Thomas Eakins. Harvard University Press, 1982
  • Homer, William Innes: Thomas Eakins: His Life and Art. Abbeville Press, 1992
  • Johns, Elizabeth: Thomas Eakins. Princeton University Press, 199
  • Kirkpatrick, Sidney: The Revenge of Thomas Eakins. Yale University Press, 2006
  • Lubin, David: Acts of Portrayal: Eakins, Sargeant, James. Yale University Press, 1985

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: all-biography.rukrugosvet.ruru.wikipedia.orgen.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: