Иоганнес Иттен: жизнь и творчество художника

Иоганнес Иттен (нем. Johannes Itten; 11 ноября 1888, Зюдерн-Линден, Швейцария — 27 мая 1967, Цюрих) — швейцарский художник, теоретик нового искусства и педагог. Получил всемирную известность благодаря сформированному им учебному курсу Баухауза, так называемому форкурсу, который лёг в основу преподавания многих современных начальных художественных учебных заведений.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Искусство цвета

Интересные факты из жизни художника

Картины Иоганнеса Иттена

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился под Берном (Швейцария). Окончил учительскую семинарию и Школу изящных искусств в Женеве, естественно-математический факультет Бернского университета. Занимался живописью, вначале самостоятельно, а в 1913 годах — в мастерской педагога А. Хельцеля в Штутгарте. В 1919 году его абстрактные картины выставляются в берлинской галерее „Штурм”, а в 1919-м их экспонирует на выставке в Вене А. Лоос.

В 1919 году Иттен переезжает в Вену и открывает здесь собственную учебную студию живописи. В 1919 году перебирается в Веймар, приняв приглашение В. Гропиуса работать в Баухаузе, где ему поручается художественно-педагогическое руководство школой.

Учитывая пестроту подготовки и слабую выявленность художественной индивидуальности студентов первого набора, Иттен предложил ввести для них шестимесячный пропедевтический (вводный) курс. Первоначальный курс не содержал ни специального учебного материала, ни нового метода обучения — заслуга их разработки на первом этапе деятельности Баухауза полностью принадлежит Иттену. Свой курс он ориентировал на решение трех основных задач: высвобождение творческих сил и раскрытие художественных способностей обучающихся, создание предпосылок для выбора ими будущей специализации, овладение основными принципами формообразования, законами формы и цвета, новым видением окружающего мира.

 The Meeting 1916

Увлечение Иттена раннехристианской и восточной философией привело его к убеждению, что научно-технический прогресс, ориентирующий человека вовне, необходимо компенсировать развитием внутренних, духовных качеств, гуманитарного мышления. Эти идеи Иттен успешно реализовал в учебной и воспитательной деятельности, чему в высшей степени способствовало его умение увлекать окружающих, заражать их собственной убежденностью. Вокруг Иттена сложилась большая группа близких ему по духу педагогов и студентов.

В 1923 году Иттен оставляет Баухауз и уезжает в Цюрих, где занимается художественным творчеством и продолжает изучать восточную философию. В 19 году он основывает в Берлине Школу Иттена (живопись, графика, фотография и архитектура), издает свои книги “Дневник” и “Очерки контрапункта изобразительного искусства”. В 1932 году его частная школа закрывается, и он продолжает свою педагогическую деятельность в Крефельдском текстильном училище.

В 1938-м эмигрирует в Голландию и там выполняет заказы для Музея Стеделийк. В том же году вновь выезжает в Цюрих, где избирается директором художественно-промышленных школы и музея; с 1943-го руководит Цюрихским текстильным училищем, а в 1952-55 годах выполняет также обязанности директора Ритберговского музея неевропейского искусства, развитию которого ранее во многом способствовал.

Во второй половине 50-х годов Иттен уходит со всех постов и полностью отдается живописи и подготовке к публикации своих педагогических трудов.

В 1911 году вышла в свет книга “Искусство цвета”, а в 1913-м — “Мой пропедевтический курс в Баухаузе”. В 1914 году на большой персональной выставке в цюрихском Доме искусств была показана ретроспектива всего художественного творчества Иттена, затем выставка демонстрировалась во многих европейских городах. Произведения Иттена хранятся во многих музеях Европы и Америки.

ИСКУССТВО ЦВЕТА

В своей книге «Искусство цвета», используя иносказательность вед, И. Иттен так манифестирует основную общую идею своего педагогического метода: «Получение знания из книг или от учителей подобно путешествию в повозке. …Но повозка может служить только на большой дороге. Тот, кто достиг конца её, сойдёт с повозки и отправится дальше пешком». Он провозглашает: «Если вы, не зная законов цвета, способны создавать шедевры, то ваш путь заключается в этом незнании. Но если вы, не зная этих законов, не способны создавать шедевры, то вам следует позаботиться о получении соответствующих знаний».

На примере как западных, так и восточных мастеров, начиная с древних, и кончая своими современниками и соратниками (Пауль Клее, Василий Кандинский, Вальтер Гропиус), И. Иттен предлагает к постижению различные принципы и подходы, которыми те руководствуются в своём творчестве. Опираясь на опыт предшественников, изучавших физическую природу света, химию пигментов и красителей, физиологический и психологический аспекты воздействия цвета: И. Ньютона, И. Гёте, Ф. О. Рунге, М. Шеврёля, Г. Гельмгольца, В. Бецольда, В. Оствальда, А. Хёльцеля и др., И. Иттен построил свою теорию, интегрировав в ней найденные ранее закономерности, опосредовав их понимание.

Модернизировав инструмент цветового круга — расширил представление о функциях дополнительных цветов и цветовых контрастов.

Его лекции воспринимаются как увлекательное путешествие в таинственный мир: здесь кипят страсти, идёт борьба за первенство, чередуются торжество и грусть, мечтательность и душевный подъём…

Farbenkugel in 7 Lichtstufen und 12 Tonen

Весь курс И. Иттена («пропедевтический») призван освободить сознание будущего художника от пут всего не имеющего отношения к чистой регуляции индивидуальной гаммы (как следствия и части психо-физиологического восприятия феномена цвета) и композиционных предпочтений (как частного фактора гештальтпсихологии), согласуемых с объективными законами гармонии, то есть привнесению в произведение содержательности через цвет и форму, а не через нарративность, повествование. Последнее подразумевает то, что цвет и форма сами по себе избыточно информативны, чтобы обходиться без заимствований вспомогательных средств в других «языках» самовыражения. Причём его эвристический метод способствует не только выявлению индивидуальной гаммы — это первый этап, но и в немалой степени благодаря ей — правильному выбору предмета интересов, верному использованию способностей в единственной, максимально соответствующей сумме всех качеств индивидуума, области.

Школа Баухауаз подразумевает пребывание художника в согласии с обществом, создание гармоничной «среды обитания», а не анархическое противостояние его индивидуальности потребностям человека в красоте. Система И. Иттена, придававшего первостепенное значение постижению законов цвета, находилась в созвучии с таким ви́деньем задач творчества; а тем, кто не уделяет должного внимания колористической культуре, он напоминает:

«У людей, чувствительных к цвету, несимпатичные им цвета могут спровоцировать даже психическое расстройство… Разве общее хорошее самочувствие не является более важной целью, чем эстетическое единство?».

Так в самом кратком виде можно характеризовать мировоззрение этого художника и педагога. В последних словах части своего курса, посвящённой изучению искусства цвета, он критически постулирует один из основных принципов концепции, в большей степени обращаясь к зрителю, нежели к художнику: «Для тех, кто в картинах Пьеро делла Франчески, Рембрандта, Брейгеля, Сезанна и многих других мастеров видит лишь их материальную предметность и их символическое содержание, навсегда будут закрыты двери в мир художественной силы и красоты».

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Дочь Иттена Марион вышла замуж за словацко-немецкого археолога Яна Лихардуса и сама стала известным археологом.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Itten, Johannes. Kunst der Farbe (Studienausgabe). — Ravensburger, 1990
  • Иттен Иоханнес. Искусство цвета. — М.: Издатель Д. Аронов, 2000
  • Иттен Иоханнес. Искусство формы. — М.: Издатель Д. Аронов, 2001
  • Bauhaus. Bauhaus archiv. 1919—1933. Magdalena Drost. Benedikt Taschen. — 1990

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: colory.ruru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: