Цукиока Ёситоси: жизнь и творчество художника

Цукиока Ёситоси — японский художник, известный, как последний великий мастер Укиё-э, японской гравюры на дереве.

Содержание

Биография Цукиока Ёситоси

Творчество Ёситоси

Интересные факты из жизни художника

Картины Цукиока Ёситоси

Биография Цукиока Ёситоси

Цукиока Ёситоси (настоящее имя Ёнэдзиро Овария) родился в семье богатого купца, купившего статус самурая.

После смерти матери его отец сошелся с новой женщиной, для которой пасынок стал нежелательной обузой. В возрасте трех лет, мальчика отдали на воспитание бездетному дяде, который и усыновил его.

В 1850 году он поступает в ученики к известному мастеру Утагаве Куниёси, который дал ему имя Ёситоси.

В 14-летнем возрасте он опубликовал свою первую работу — триптих, посвященный морскому сражению при Данноура, случившемуся в 1185 году.

С 1853 –го года страна переживает нелегкие времена. Вскоре умирает учитель Ёситоси, а через два года и отец. Юноше приходится тяжело: нищета, голод и отсутствие работы. Он работает не покладая рук, за год он создает серию из 44 гравюр.

В 1963 г. его усыновляет Цукиока Сэссай, и художник меняет имя на Цукиока.

Творчество Ёситоси

Его первый успех пришёл в 1865 году вместе с серией «Сто историй о привидениях из Японии и Китая»».

Ёситоси попробовал себя в нескольких наиболее характерных для укиё-э темах. Рисовал красавиц, актеров театра Кабуки, эротическую графику сюнга. Но больше внимания уделял кровавым изображениям: военным битвам, смерти в бою, самоубийству-харакири.

В 1866 году совместно с художником Ёсиику Отиаион подготовил серию гравюр «Коллекция садизма и крови», а затем «Серию искусства смерти», которую создал собственноручно.

В 1868 году Ёситоси описал последнее кровавое сопротивление верноподданных Токугава в Уэно при крушении режима Токугава и начале реставрации Мэйдзи, изобразив их в серии «Сто знаменитых воинов в сражениях».

Увлечение мастера к жанру ужасов и рассказам о привидениях, заставляли людей делать предположения, что Ёситоси был душевнобольным. Возможно в этом была некая для правды. Нужда и голод, которые испытывал художник, наносили непоправимый вред его душевному здоровью. Но необходимо помнить, что тема насилия имела длинную историю в укиё-э и была достаточно востребована.

К 1873 году его здоровье улучшилось. Он имел много заказов, ему предложили сотрудничество в одной газете. В 1875 году он работает иллюстратором, его благосостоянии значительно улучшается. Работа газетным иллюстратором укрепила известность Ёситоси. В это время меняет свою фамилию на Тайсо (большое возрождение) и с головой уходит в работу.

В 1877 году он становится очевидцем восстания самураев княжества Сацума против императора. Его рисованные очерки о ходе восстания, а затем и разгроме пользовались огромным успехом.

Безопасность, устроенность привнесли в его творчество более гуманный тон. Он создаёт ксилогравюры о событиях в обыкновенной жизни. Он пытается спасти искусство укиё-э, настаивая на возвращении к старым образцам.

Он изображает героев старинных легенд. Он сочетал растительные краски, которые использовали для укиё-э и яркие анилиновые краски.

В его работах отчетливо прослеживались гуманистические нотки, особенно в портретах. Он тщательно передавал на бумаге конкретные черты лица, фигуры своих натурщиц.

Имея 80 учеников, он приступает к проекту «Сто видов луны», который описывает японские и китайские истории и легенды. Каждый лист серии рассказывал о каком-то историческом событии или известном персонаже. Серия имела огромный успех, люди выстраивались в километровые очереди, чтобы получить новые оттиски.

Ёситоси работает над серией женских портретов «32 взгляда на обычаи и манеры, опубликованной в 1885 году.

Позже художник возвращается к старой теме, создает серию «Новые формы 36 призраков». Это рассказ о демонах, призраках. Но как ни странно, на многих рисунках нет призраков. Мастер создает лишь эмоциональное состояние персонажа, который ждет встречи с потусторонними силами.

Ёситоси, практически в одиночку, сумел поднять искусство Укиё-э на новый уровень.

После смерти художника, его слава продолжала расти как на западе, так и в Японии и, в настоящее время, он почти повсеместно признаётся как наиболее выдающийся художник своей эпохи.

Интересные факты из жизни художника

К 1871 Ёситоси впал в глубокую депрессию, он не мог работать, мучился чувством бесполезности и неизбежной беды. Он жил со своей подругой Отоко в развалившейся хибаре. Они были вынуждены продавать свою одежду, имущество, разбирать половицы дома, чтобы согреться.

В год он готовил всего несколько гравюр, да и те были не востребованы. Его подруга решает продать себя в публичный дом, чтобы на вырученные деньги хоть как-то поддержать Ёситоси.

Жизнь стала более стабильной. Он расквитался с долгами, купил дом, сошелся с Тайко Сакамаки, бывшей гейшей. В 1884 году они поженились.

Его творчество очень ценили знатоки, но не многие знали, что художник болел и часто попадал в психиатрическую лечебницу. Потом ему становилось лучше и он возвращался к нормальной жизни. Слава в Японии росла и при жизни, и после смерти.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: kykyryzo.rubibliotekar.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: