Ангелика Кауфман: жизнь и творчество художника

Анге́лика (Анжели́ка) Ка́уфман (Kauffmann, Angelica Maria Anna Catharina) (1741–1807), немецкая художница эпохи классицизма.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художницы

Творчество

Интересные факты из жизни художницы

Картины Ангелики Кауфман

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИЦЫ

Родилась 30 октября 1741 в Куре (Швейцария) в семье австрийцев.

В детстве училась у своего отца, живописца Йозефа Иоханна Кауфмана, большую часть юности провела в Италии.

Испытала влияние А.Р.Менгса. С конца 1750-х годов Ангелика Кауфман стала получать заказы на портреты; ее работы отличались гладкой манерой письма и тщательной передачей деталей.

Очень рано приобрела широкую европейскую известность. 

В 1764 в Риме она написала портрет И.И.Винкельмана.

Portrait of Johann Joachim Winckelmann 1764

В 1766 художница приехала в Лондон, где прожила 15 лет, пользуясь большой популярностью как портретист и декоратор. Наряду с портретами она писала сцены на мифологические литературные сюжеты.

Её почитателем был Фальконе (бывший также другом и почитателем творчества Рейнольдса). В 1774 году, во время работы в Петербурге над памятником Петра I, Фальконе делился с английским путешественником Рэкселлом своими впечатлениями от работ художницы и сообщил, что «является обладателем почти всех её произведений». Великая княгиня, а затем императрица Мария Фёдоровна, супруга императора Павла I, писала миниатюры на стекле с произведений художницы.

Ангелика Кауфман была членом Флорентийской, Римской, Венецианской и Лондонской академий художеств.

В 1781 она вышла замуж за венецианского художника Антонио Зуччи и в 1782 поселилась в Риме, где также работала по заказам.

Умерла Ангелика Кауфман в Риме 5 ноября 1807.

ТВОРЧЕСТВО

Анжелика Кауфман писала портреты, картины на мифологические, исторические и литературные сюжеты, выполняла декоративные росписи. В ее полотнах раннего периода изображение персонажей в позах героев произведений античной скульптуры, четкий, преобладающий над колоритом, рисунок свидетельствуют об интересе к живописи А. Р. Менгса, восприятии эстетических идей неоклассицизма ( Вакх и Ариадна, 1764, Брегенц, Художественный музей). Сюжеты из произведений Гомера и античной истории во вкусе XVIII в. овеяны сентиментальным чувством, в их трактовке ощущается влияние рококо.

В 1763-1765 посетила Милан, Венецию, Неаполь, Флоренцию. Во Флоренции по заказу галереи Уфицци А. Кауфман исполняет свой автопортрет и становится членом Королевской Академии Художеств.

В 1766-1781 она живет и работает в Лондоне. В Англии Анжелика Кауфман стала единственной женщиной-художницей, избранной членом лондонской Королевской академии. Исполненные в Англии портреты представителей английской знати принесли художнице большой успех. Знакомство с традициями английского портрета XVIII в. усилило колористическую звучность ее палитры, свободу и живописность композиционного решения. Для одного из залов лондонского Соммерсет Хауса она исполнила четыре фрески в форме тондо с аллегорическими фигурами Гения, Архитектуры, Живописи, Композиции. Фигуры, изображенные на фоне пейзажа и античных памятников полны элегического чувства, присущего живописи европейского предромантизма.

Мастерская Кауфман в Риме становится центром всеобщего притяжения. Здесь она работает преимущественно в жанре портрета. Обращаясь к типу парадного портрета, художница изображает модели в интерьере или в пейзаже с обязательными атрибутами античности. Ее автопортреты, полные изящной грации, исполнены в более камерной манере. Портреты И. И. Винкельмана (1764, Цюрих, Кунстхалле) и И.В. Гёте (1787, Веймар, Музей Гёте) выразили высокую духовную настроенность искусства эпохи Просвещения.

Анжелика Кауфман представляется сегодня художником интернациональным. Ее элегантный и светский стиль, сформировавшийся в значительной мере под влиянием английского искусства, оказал заметное влияние на римские аристократические круги конца XVIII века. Ее исторические полотна типичны для интернационального неоклассицизма.Автопортрет 1785

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИЦЫ

В 1810 году её биографию написал известный итальянский историк Джованни Баттиста де Росси, с тех пор её жизнь не раз становилась сюжетом романов. 

Художница была знаменита и в современной ей России, ода «К Анжелике Кауфман» (1798) принадлежит Державину. Произведения Кауфман тиражировались и, таким образом, популяризировались в Европе, граверами Ф. Бартолоцци и Г. Скородумовым в технике пунктира (наиболее подходящей для передачи нюансов живописного полотна).

Гравюры с произведений Кауфман служили образцом для создания скульптуры. В частности, их использовал скульптор Ф. Шубин, работая над серией медальонов для украшения Мраморного зала Мраморного дворца в Петербурге.

Однажды Анжелику посетил меценат, приобретавший картины художников за высокую цену, граф Хорн. Анжелика уже успела поддаться влиянию славы, и на этот раз восторженная лесть графа глубоко проникла в ее сердце. Последовало предложение, от которого Анжелика не смогла отказаться. Как-то раз граф тайно явился к ней и в отчаянии поведал, что его подозревают в серьезном политическом преступлении. Естественно, что спасение жениха целиком зависело от решения невесты. Дело в том, что Анжелика входила в приближенный круг королевской семьи. Венценосные супруги нежно любили художницу и, следовательно, изменили бы мнение о графе. Девушка, не искушенная в интригах, не сталкивавшаяся с подлостью, любила графа и поверила ему сразу. Семейная жизнь не принесла Анжелике счастья. Граф часто не ночевал дома, выезжал из города и отличался странным поведением. В конце концов девушка переехала к отцу, а 10 февраля 1768 года состоялся развод. Разочаровавшись в любви, художница замкнулась в себе.

В Риме художница встретилась с Гёте, поклонницей таланта которого она всегда была. Знаменитого писателя и Анжелику долгое время связывали теплые дружеские отношения. Но его портрет она так и не закончила. Видимо, не хватило мастерства, чтобы передать все оттенки богатого внутреннего мира гениального поэта.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Smidt I. Angelika Kauffmann, Goethes Freundin in Rom. Ein Lebensbild nach ihren Briefen und nach Berichten ihrer Zeitgenossen. Wien: Bergland-Verlag, 1968
  • Angelika Kauffmann und ihre Zeit: Graphik und Zeichnungen von 1760—1810. Düsseldorf: C.G. Boerner, 1979
  • Obermeier S. Die Muse von Rom: Angelika Kauffmann und ihre Zeit. Frankfurt/Main: Oberon,1987
  • Omaggio a Angelika Kauffmann/ Oscar Sandner, ed. Milano: Società per le belle arti ed esposizione permanente, 1992
  • Maierhofer W. Angelica Kauffman. Reinbek bei Hamburg : Rowohlt, 1997
  • Sandner O. Angelika Kauffmann e Roma. Roma: De Luca, 1998
  • Rosenthal A. Angelica Kauffman: art and sensibility. New Haven: Yale UP, 2006
  • Федотова Е. Д. Ангелика Кауфман. М.: Белый город, 2004
  • Bettina Baumgärtel (ed.): Retrospective Angelika Kauffmann, Exh. Cat. Dusseldorf, Kunstmuseum; Munich, Haus der Kunst, Chur, Bündner Kunstmuseum, Ostfildern, Hatje 1998
  • Angelica Kauffman Research Project: Forthcoming catalogue raisonné by Bettina Baumgärtel

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.orgkrugosvet.rue-reading.link, files.school-collection.edu.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: