Рон Б. Китай: жизнь и творчество художника

Рон Б. Китай (англ. R. B. Kitaj, Ronald Brooks Kitaj; 1932—2007) — американский живописец и график, работал преимущественно в Англии, был заметной фигурой поп-арта.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Рона Б. Китай

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

По материнской линии потомок еврейских выходцев из России, отец — эмигрант из Венгрии. Родители Китая вскоре разошлись. Когда мать вышла замуж вторично, Китай взял фамилию отчима. В 1942 г. семья переехала в город Трой (штат Нью-Йорк), где в 1950 г. Китай окончил школу.

После этого плавал матросом на торговых кораблях, путешествовал (Куба, Северная и Южная Америка, Европа), служил в армии, периодически учился в различных художественных заведениях, в том числе в колледже Купер Юнион в Нью-Йорке (1950–51), в Академии изобразительных искусств в Вене (1951–53), в Королевском художественном колледже в Лондоне (1959–62).

С 1955 г. до конца 1960-х гг. Китай почти безвыездно жил в Европе, в основном в Англии. В 1967 г. он на некоторое время вернулся в США, два года преподавал в Калифорнийском университете в Беркли. В течение нескольких последующих лет Китай жил то в Англии (1968–70), то в США (1970–72, 1978–79). В 1972 г. путешествовал по Испании, впоследствии подолгу жил там, изучал историю Каталонии и испанского еврейства.

В середине 1970-х гг. возникший еще в юности интерес Китая к еврейской культуре усилился. В 1977 г. началась его дружба с сэром И. Берлином, а в 1978 г. — с израильским художником А. Арихой. В 1980 г. Китай посетил Израиль. Жил в Иерусалиме, путешествовал по стране. В 1982 г. вместе с женой А. Арихи поэтессой А. Атик посетил бывший концлагерь Дранси; впоследствии они издали об этом книгу («Дранси», Лондон, 1989). С 1962 г.

Китай постоянно участвовал в выставках; его персональные выставки проходили в Лос-Анджелесе, Роттердаме, Нью-Йорке, Лондоне и других городах.

В 1982 г. Китай был избран почетным доктором Лондонского университета, а в 1991 г. — Королевского колледжа искусств. Работы Китая находятся в крупнейших художественных музеях мира.

ТВОРЧЕСТВО

Его широкий культурный кругозор создал ему авторитет среди современников, чему способствовала его приверженность реалистическому искусству, вопреки преобладавшему тогда абстракционизму.

В отличие от большинства художников поп-арта, Китай сравнительно мало интересовался массовой культурой, вырабатывая свой собственный живописный язык, впитавший широкий диапазон живописных и литературных источников. Для его работ характерны широкие пространства локального цвета внутри строгих форм, создающим эффект, сходный с комиксом.

Китая называют одним из создателей таких разных направлений в искусстве, как поп-арт и концептуализм.

Он считается также основателем «новой волны» в фигуративном искусстве начала 1960-х гг., в период расцвета абстрактного экспрессионизма. Широкая образованность Китая в области истории, истории искусства, литературы и других гуманитарных дисциплин также стала фактом его творческой биографии, поскольку его искусство построено на сложных культурных ассоциациях и метафорах.

Он называет себя «внуком сюрреализма», одновременно подчеркивая свою связь с немецким экспрессионизмом, а с начала 1970-х гг. — с постимпрессионизмом.

При этом Китай утверждает, что литературное влияние (Т. С. Эллиот, Э. Паунд, Ф. Кафка, М. Бубер, Г. Шолем) всегда было для него важнее, чем живописное. Ранние работы Китая по живописной манере были близки к произведениям абстрактного экспрессионизма («Вариации Эрасмуса», 1958, частная коллекция; «Усы Ницше», 1962, частная коллекция, Лондон), однако в основном Китай предпочитал фигуративные мотивы.

The Red Dancer of Moscow, 1975

В начале 1960-х гг. Китай одним из первых художников нового поколения начал использовать в своих работах дадаистские «рэди-мейд» и составлять коллажи, в которых живопись сочетается с фотографиями, фрагментами из фильмов, словесными комментариями и т. д.; кроме того, Китай использовал живописные цитаты из известных произведений искусства прошлого («Размышления о насилии», 1962, Кунстхалле, Гамбург). В 1960-х гг. произведения Китая строились на локальных цветах как фона, так и фигур — крупных, плоскостных, часто гротескных («Банда из Огайо», 1964, Музей современного искусства, Нью-Йорк).

Theohio-gang

 

В середине 1970-х гг. под впечатлением пастелей Э. Дега Китай начал писать крупноформатные пастели («Философ-королева», 1978–79, коллекция автора), это оказало влияние и на его живопись маслом: Китай использует пастельные тона, расплывчатые контуры («Если нет, нет», 1975–76, Шотландская национальная галерея современного искусства, Эдинбург).

if-not-not

В 1980–90-х гг. его живопись становится все более резкой и экспрессивной, с преобладающими красным, синим и зеленым цветами («Автопортрет в виде женщины», 1984, Музей современного искусства Аструп Фернлей, Осло; «Против злословия», 1990–91, коллекция Ф. Ллойд).

Еврейская тема, в том числе тема Катастрофы, встречается у Китая в отдельных произведениях («Еврейская школа», 1980, частная коллекция; «Дранси», 1984–86, Французский фонд иудаизма, Париж, и др.), но опосредованно она проходит через все творчество Китая, а с середины 1970-х гг. становится доминирующей в литературных комментариях художника к его произведениям, в эпиграфах, взятых из Библии, из трудов еврейских философов и литераторов, в ассоциациях и реминисценциях, которыми полны его живописные произведения («Возвышение фашизма», 1979–80, галерея Тейт, Лондон).

The Rise of Fascism

В 1991–93 г. Китай обратился к литографии и, вдохновленный А. Штейнзальцем, начал делать литографии на библейские темы.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Стал в 1991 году членом Королевской Академии художеств.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • «Рон Б. Китай» Изд: Phaidon Press, 2011
  • Kitaj R. B. First Diasporist Manifesto. London : Thames and Hudson, 1989.
  • Kitaj R. B. The Second Diasporist Manifesto. New Haven, CT : Yale University Press, 2007.
  • Lambirth, Andrew. Kitaj. London: Philip Wilson Publishers, 2004. ISBN

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.orgeleven.co.il

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: