Джон Констебл: жизнь и творчество художника

Джон Консте́бл или Констэбль (англ. John Constable; 11 июня 1776, Ист-Бергхоулт, Саффолк — 31 марта 1837, Лондон) — английский художник-романтик.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Джона Констебла

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Английский живописец Джон Констебл родился в 1776 году. Отец Джона был зажиточным мельником, и после окончания школы юный художник какое-то время работал на мельнице, в свободное время, занимаясь рисованием. Довольно часто он путешествовал по живописным окрестностям и делал этюды и зарисовки.

В 1795 году отправился в Лондон и смог поступить в граверную мастерскую. Но это дело не принесло ему успеха, и Констебл вновь вернулся домой. Однако спустя 4 года ему улыбнулась настоящая удача – Джону удалось поступить в школу при Королевской академии искусств в Лондоне. Кроме того, он самостоятельно занимался изучением природы и произведений английских художников-пейзажистов 18 века.

Его первой работой, выставленной в 1802году в Королевской академии, была картина «Пейзаж».

Джон Констебл написал серию пейзажей, на которых изображал реку Стур, рисовал мельницы, стоящие на реке – «Дедхемская мельница». В своих картинах Констебл отходил от академических норм, его работы были независимыми, а трактовка рисования пейзажей – совершенно новой. Художник утверждал, что главное – наблюдать за природой. А лейтмотивом любого пейзажа он считал небо. Также Констебл любил изображать одни и те же пейзажи в разных погодных условиях, тонко передавая неповторимость и своеобразие каждого из них.

В 1816 году Констебл женился на подруге детства – Марии Бикнелл. Во время медового месяца на побережье Констебл совершенствует свою технику – начинает использовать более яркие цвета и динамичные мазки.

Лишь в 1819 году Констеблу удается продать первую картину, которая называлась «Белая лошадь». Свою картину «Телега для сена» художник выставляет на выставке в Академии в 1821г. Картина была замечена французским художником Теодором Жерико. Жерико даже пригласил Констебла в Париж, а сама картина была куплена дилером Джоном Эрроусмитом и отправлена во Францию. В 1824 году её выставили в Парижском салоне и была награждена золотой медалью.

Но в 1825 году Констебл поссорился с Эрроусмитом, из-за чего потерял рынок во Франции. Его тяготило слабое здоровье жены и накопившиеся долги.

В 1829 году Констебла избирают членом Королевской Академии, где он начинает читать лекции, пользующиеся большой популярностью. Умер художник в 1837 году и был похоронен рядом со своей женой на кладбище Хампстеда.

ТВОРЧЕСТВО

Стиль художника отличался рельефной фактурой. Констебл любил накладывать краску густыми мазками, никогда тщательно не выписывал детали.

Джон Констебл пробовал себя и в портретной живописи, рисуя портреты на заказ. Но он делал это исключительно, чтобы заработать на жизнь, поскольку написание портретов казалось ему скучным. Своим истинным призванием Констебл всегда считал пейзажи.

Джон Констебл считал, что настоящий мастер пейзажа должен быть смиренным учеником природы.

Противник академической живописи, он постигал световые и цветовые законы ее изображения и задолго до импрессионистов стремился выразить «первое впечатление» от увиденного пейзажа. Констебл не интересовался другими краями, не ездил в заграничные поездки, он рисовал свою «старую, зеленую Англию».

Перед тем как полностью завершить работу, Констэбль создавал большое количество предварительных натурных набросков, для того чтобы добиться наиболее подходящего композиционного соотношения. Эти зарисовки, с их свободным и энергичным мазком, были революционными в то время и представляли интерес для художников, учёных и широкой публики. Интересен тот факт, что, например, в эскизах к картинам «Прыгающая лошадь» и «Телега для сена» присутствует энергия и экспрессия, которых нет в завершённых вариантах. Вероятно, именно этюды маслом, более чем другое наследие творчества Констебла, в ретроспективе раскрывают в нём авангардного художника, который показал, что пейзажная живопись может развиваться в новом направлении.

Этюд для скачущей лошади 1824

Работы, созданные Констэблем в технике акварели, также опережали своё время. Одной из величайших акварельных картин считается «Стоунхендж» (1835), с её почти мистической атмосферой в свете двойной радуги. Картина была выставлена в 1836 году с небольшим авторским комментарием к заголовку:

«Таинственный памятник Стоунхендж, возвышающийся над голой, безграничной пустошью; памятник, которого мало коснулись события как прошлого, так и настоящего; памятник, который перенесёт вас через все исторические события в неизвестный, загадочный период».

Стоунхендж 1835

Наряду с натурными эскизами, Констэбль оставил большое количество зарисовок, которые были сделаны во время продолжительных наблюдений за игрой облаков, создающих неповторимые картины для пейзажиста. При этом Констэбль приближался к почти научной характеристике погодных условий. Точное изображение физических эффектов атмосферы иногда можно было проследить и в уже законченных картинах, например, в картине «Цепной пирс» (1827). Реалистичность изображаемого поразила критиков, которые замечали:

«Картины настолько точно передаёт атмосферу повышенной влажности, что хочется раскрыть зонт».

Сами эскизы стали первым опытом масляной живописи, созданной непосредственно на открытом воздухе. Чтобы передать эффекты света и движения, Констэбль использовал технику ломаных мазков, которые он наносил на более светлые участки картины едва заметным касанием, создавая впечатление мерцающего света, обволакивающего весь пейзаж. Одна из самых выразительных и мощных по силе воздействия картин Констэбля – «Изучение морского пейзажа во время дождя» (1824), написанная в Брайтоне. С помощью отрывистых мазков тёмного цвета Констэблю удалось передать момент неистовства ливня над морем. Внимание художника также привлекали световые эффекты, возникающие при появлении радуги, что мы можем наблюдать в картинах «Собор в Солсбери, вид с лугов» (1831) и «Дом в Ист-Бергхоулте (1833).

СОБОР В СОЛСБЕРИ

Собор в Солсбери изображен в просвете между деревьями, осенняя листва которых написана легкими, почти прозрачными мазками. Коровы, пьющие из озерца на переднем плане, вносят в картину пасторальный оттенок. Слева мастер поместил прогуливающуюся пару — епископа Солсбери Фишера с женой, которые, стоя под сенью деревьев, рассматривают собор. Здание на фоне неба с летящими облаками выглядит особенно легким, наполненным солнцем и воздухом, а его вид в обрамлении деревьев еще больше притягивает взгляд.

Вид на собор в Солсбери из епископского сада 1823

В 1820-1830 гг. Констебл часто бывал в соборе Солсбери, делая эскиз за эскизом памятника XIII в., выбирая разные ракурсы и погодные условия. В 1822 г. епископ Фишер заказал художнику картину, но принял работу не слишком благосклонно из-за грозового неба. Констебл написал новую версию, и представленное здесь полотно является эскизом к ней. Колеблющийся серебристый свет, рассеянный в небе, ложится отблесками на окружающий пейзаж. Солнечные лучи освещают собор, создавая чудесную гармонию, в которой природа и рукотворное произведение человека кажутся единым целым.

Люди, изображенные на полотне слева, — епископ Джон Фишер с женой. Супруги помещены на том же месте, что и на полотне, не понравившемся Фишеру. В этой работе художник ненавязчиво сопоставляет природу и архитектуру, словно говоря: творение рук человеческих должно быть уравновешенным и выверенным во всех своих частях, только тогда оно будет эстетически привлекательным, а дерево, даже растрепанное, с сухими и обломанными ветками — все равно красиво.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

В 1828 году Мария родила Констеблу седьмого ребенка и скончалась от туберкулеза. Художник очень тяжело переживал ее смерть, всю оставшуюся жизнь носил траур и самостоятельно заботился обо всех семерых детях.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Кузнецова И. Джон Констебль. М.: Изогиз, 1962
  • Лесли Ч.-Р. Жизнь Джона Констебля, эсквайра. М., 1964
  • Чегодаев А. Д. Джон Констебль. М., 1968
  • Джон Констебль. М.: Магма, 2005
  • Деснос Р. Небеса Констебля// Пространство другими словами: Французские поэты XX века об образе в искусстве. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.orgpaintingromanti.jimdo.commuzei-mira.com

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: