Утагава Кунисада: жизнь и творчество художника

Утагава Кунисада (известен также как Утагава Тоёкуни III) — крупнейший японский художник и мастер цветной графики (ксилографии) периода Эдо.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Утагава Кунисада

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Подробных сведений о жизни Утагавы Кунисады сохранилсь немного. Родился он в Хондзё, восточном пригороде Эдо. Там же и умер по прошествии почти 80 лет.

Отец скончался, когда мальчику не исполнилось ещё и года. Семья жила на доходы от принадлежавшего ей парома.

Талант к рисованию проявился у будущего художника рано. Его рисунки понравились Утагаве Тоёкуни, руководителю школы Утагава, в то время известному художнику, изображавшему портреты актёров театра кабуки, и в 1800 году он берёт юношу в ученики. 

Первый известный оттиск работы Кунисады относится к 1807 году, однако следующие датируются уже 1809-10 годами.

С 1808 года он работает как иллюстратор книг, причём популярность рисунков Кунисады растёт с каждым годом.

В 1809 году он уже называется «звездой» школы Утагава, а в 1810-11 годах оценён как равный по мастерству своему учителю Тоёкуни. В 1808 или 1809 годах появляется его первая серия портретов театральных актёров; одновременно выходят серии видов города Эдо и бидзинга.

В 1813 году был официально признан вторым по значению мастером стиля укиё-э (после его учителя Тоёкуни).

1840-1850 гг. он упорно занимается педагогической деятельностью. Издает огромное количество театральных гравюр, которые формируют отношение зрителей к театру и влияют на сам театр.

В 1844 году Кунисада принимает имя своего учителя, и некоторые работы подписывает как Тоёкуни III.

Утагава Кунисада входит в первую тройку великих мастеров укиё-э, вышедших из школы Утагава — наряду с Утагавой Хиросигэ и Утагавой Куниёси, при жизни далеко превосходя этих двух последних как по популярности, так и по продаваемости своих работ. Умер Утагава Кунисада в 1865 году.

К концу 2006 года известно около 15 500 художественных разработок Кунисады, которые охватывают порядка 23 500 листов. Это огромное количество соответствует реальности, так как известно, что за годы своего творчества художник создал от 20 000 до 25 000 «сюжетов», в которые вошли 35-40 тысяч отдельных листов. Наибольшее внимание школа Утагава уделяла изображениям, связанным с театром кабуки и играющим актёрам. На долю этого жанра приходится около 60 % работ Кунисады. В то же время многочисленны в его творчестве и произведения бидзинга (прекрасных женщин), составляющие 15 % от его общего наследия (что больше, чем у современных Кунисаде художников). Делал он также портреты борцов сумо. Довольно редки его пейзажи и изображения воинов — примерно по 100 листов по каждому из этих направлений. Менее изучена учёными его деятельность как иллюстратора книг, хотя, по всей видимости, в этой области искусства Кунисада был не менее активен, нежели в цветной гравюре.

ТВОРЧЕСТВО

Первыми работами Кунисады стали иллюстрации и гравюры на отдельных листах датированные 1807 годом. Мастер работает во многих жанрах, но наибольшего успеха достиг в изображении актеров театра кабуки.

The Kabuki actor

В работах Кунисады 1820-х годов окончательно складывается новый тип театральной гравюры, характерный для школы Утагавы. Кунисада работает в жанре бидзинга — изображение красавиц. В конце 1820-х гг. он выпускает серию погрудных портретов куртизанок, которая принесла ему славу.

Далее в творчестве художника появляется новая тема. Он выпускает серию гравюр «Зерцало знаменитых мужей Японии», в которой собраны изображения героев японской истории. В 1830-х годах, художник достигает набольшего жанрового разнообразия. Он создает живые и искусные изображения борцов сумо.

Одной из наиболее известных работ стала серия гравюр «53 станции дороги Токайдо». Данную серию нельзя отнести к пейзажному типу. Главными действующими лицами гравюр являются актеры. Серия имела огромный успех и была распродана большими тиражами.

Fifty three Stages of the Tokaido (Tokaido Gojusan)

Главным достижением мастера является создание особого типа театрального портрета — конкретного актера в конкретной роли, сочетающего личное сходство и атмосферу театрального действа.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Первоначально носил имя Сумида Сёгоро, а также Сумида Сёдзо. От своего учителя Утагавы Тоёкуни получил имя КУНИсада, первый иероглиф которого был взят из имени ТоёКУНИ. Также некоторые свои работы подписывает как Тоёкуни III.

Начиная с 1810 года Кунисада использует псевдоним Гоготэй, встречающийся вплоть до 1842 года на всех его гравюрах по тематике кабуки, а с 1825 года также псевдоним Котёро — для всех остальных своих работ.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Япония от А до Я. Энциклопедия. EdwART. 2009

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.orgbibliotekar.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: