Николаос Литрас: жизнь и творчество художника

Николаос Литрас или Никос Литрас (греч. Νικόλαος Λύτρας, Νίκος Λύτρας Афины 1883 – Афины 1927) – греческий художник начала 20-го века, яркий представитель греческого модернизма, сын художника – академиста Никифороса Литраса (1832 – 1904).

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Николаоса Литраса

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Николаос Литрас родился в Афинах в 1883 году. Его отцом был известный греческий художник Никифорос Литрас. Учился живописи в Афинской школе изящных искусств с 1902 по 1906 год, у своего отца Никифора Литраса и у Георгия Яковидиса.

Продолжил учёбу в Мюнхенской академии художеств с 1907 по 1912 год, у Людвига фон Лоффца (Ludwig von Löfftz, 1845-1910). В Мюнхене молодой Николаос Литрас познакомился с немецким экcпрессионизмом и работами немецкого творческого объединения «Синий всадник».

Литрас вернулся в Грецию в 1912 году.

С началом Балканских войн, Литрас принял участие в военных действиях, в качестве офицера-резервиста, и был награждён на поле боя. После Балканских войн, Литрас принял участие в выставках Союза греческих художников 1915, 1916, 1917, 1920 и 1926 годов. В 1919 году Литрас выставлялся совместно со скульптором Григорием Зевголисом.

В августе 1917 года, вместе с Константином Партенисом, Периклом Византиосом, Теофрастом Триантафиллидисом и Ликургом Когевинасом, Литрас создал «Группу Искусства», с целью освободиться от гнёта немецкой академической живописи. С той же группой сотрудничали художники Малеас Константинос, Фокас Одиссеас и скульптор Томброс Михалис . «Группа Искусства» имела поддержку правящей либеральной партии (греч. Κόμμα των Φιλελευθέρων) и лично премьер-министра Элефтерия Венизелоса, а также горячую теоретическую поддержку критика и литератора Захарии Папантониу. Выставки «Группы» 1917, 1918 и 1928 годов несли на себе печать французской живописи.

В 1923 году Николаос Литрас был кандидатом, вместе с Константином Партенисом, на кафедру живописи Афинской школы изящных искусств. В конечном итоге на кафедру был назначен Литрас. После чего Николаоса Литраса стали обвинять в том, что раз он был сыном Никифора Литраса, он представлял устаревшую Мюнхенскую школу.

За те немногие годы что Литрас преподавал в Школе изящных искусств, он сумел изменить структуру и роль мастерских, которые стали независимыми учебными единицами, возглавляемые художником-преподавателем.

man-in-a-boat

К сожалению для Литраса, он умер молодым от туберкулёз и признание его новаторского искусства пришло поздно.

 После смерти Литраса, были организованы выставки-ретроспективы художника в афинском Заппион в 1929 году, на Венецианской биеннале в 1936 году и в Национальной галерее Греции в 2008 году.

Сегодня он считается одним из основных реформаторов греческой живописи.

ТВОРЧЕСТВО

Открытый художественным течениям эпохи, Литрас стал связующим звеном между романтизмом, реализмом 19-го века и современным искусством 20-го века, в особенности экспрессионизмом. В своих работах, которые как правило были портретами, пейзажами и натюрмортами, он начал использовать широкие свободные мазки, густую краску и характерное письмо, значительно удаляясь от утвердившегося раннее в Греции академизма «Мюнхенской школы».

Однако современные критики искусства считают что Николаос Литрас не только не выражал академический реализм 19-го века, но был более современным художником нежели Партенис.

Литрас, с его особенной техникой цвета, принёс в Грецию экспрессионизм. Его светлые пейзажи и портреты с крупными мазками, работы за которые он подвергся критике со стороны сторонников живописи реализма, не уступают работам западно-европейских экспрессионистов. Другие критики находят, что работы Литраса ближе пост-импрессионизму Сезанна.woman-with-rose

О творчестве Литраса пишут, что картины его «показывают взрывной темперамент, полный огня и животного плодородия».

«Этот спокойный, вдумчивый человек был настоящим революционером. Он обновил искусство нашей страны и оставил после себя богатый урожай произведений, полных жизненной силы».

Искусствоведы отмечают, что европейские экспрессионисты имели, как правило, пессимистический характер, картины их были темными, а сами они были предрасположены к самоубийству. Ничего этого нет и в помине в творчестве Литраса. Его картины – это гимн жизни, юности, красоты людей и возрождения природы Эллады.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Никифорос Литрас (отец Николаоса Литраса) признан самым дорогим художником Греции: несколько лет назад его работы были проданы на «Сотбис» за 4 млн евро. Художник демонстрирует приверженность традициям академизма, обогащенного экспрессией набиравшего силу модернизма.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Αφροδίτη Κούρια, Νίκος Λύτρας: χτίζοντας με το χρώμα και το φως. Εθνική Πινακοθήκη, Μουσείο Αλεξάνδρου Σούτζου, Αθήνα 2008. ISBN

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.orgspb.freetime.ruliveinternet.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: