Эсташ Лёсюёр: жизнь и творчество художника

Эста́ш Лёсюёр (фр. Eustache Le Sueur или Lesueur; 19 ноября 1616 года, Париж — 30 апреля 1655 года, там же) — французский художник стиля барокко, писавший картины на религиозно-исторические темы и прозванный «французским Рафаэлем». Один из старейшин французской Академии живописи и скульптуры. Считается основателем классической французской живописи.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Эста́ша Лёсюёра

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в Париже 18 ноября 1617. Учился у С.Вуэ, испытал влияние Николя Пуссена. Географические границы  его творчества ограничиваются  центром  Парижа  и   островом Сен-Луи. 

Сын токаря по дереву Кателена Лёсюёра,  он  начал свое обучение около 1632 в мастерской С.  Вуэ, где познакомился  с  Лебреном  и Миньяром. Изучение произведений Рафаэля и рисунков из королевских коллекций,  а также гравюр Маркантонио Раймонди и росписей в замке Фонтенбло дополнило его образование.

В произведениях Лёсюёра спокойная и мягкая трактовка религиозных сюжетов близка созерцательности мироощущения св. Франциска Сальского; его творчество осталось незатронутым господствовавшим в это время стилем барокко.

Художник никогда не был в Риме, но такие его произведения, как Иисус в доме Марфы и Марии или серия картин История Амура для отеля Ламбер (1640-е, сейчас – в Лувре) свидетельствуют об увлечении творчеством Рафаэля. Особенно известна его серия «Житие св. Бруно» из 22 полотен, написанных для картезианского монастыря в Париже (1645–1649, теперь в Лувре).

Умер Лёсюёр в Париже 30 апреля 1655.

ТВОРЧЕСТВО

ВЛИЯНИЕ ВУЭ

В 1637 году  Вуэ поручил ему заказ на 8 картин,  иллюстрирующих «Сон Полифила Ф.  Колонны», которые затем были воспроизведены на шпалерах. От этого цикла, завершенного  около 1645,  сохранилось четыре  картины.  В  1644  Лёсюёр  начинает росписи  в  отеле,   принадлежавшем Ламберу  де  Ториньи  и построенном архитектором   Лево   на    острове Сен-Луи  в  Париже.  От  этих работ сохранилось   много    значительных фрагментов,  в особенности орнаментальные панно (ныне — частное  собрание, замок де Ла Гранж) и плафоны Кабинета  Амура  (ныне   —   Париж, Лувр).  

Произведения свидетельствуют о влиянии динамизма Вуэ,  но рисунок   Лёсюёра  более  легкий  и сдержанный,  а колорит —  богаче  и свежее. 

В это время,  вдохновленный  примером   и уроками Вуэ,  Лёсюёр исполнил целый ряд произведений,  некоторые из которых  прежде  приписывались самому Вуэ: «Диака и Каллисто» (Дижон, музей Маньен),  «Архангел Рафаил, покидающий  Товия» (Гренобль,  Музей изящных искусств;  эта картина, как и другая,  из Лувра и также иллюстрирующая историю Товия,  происходит из отеля Фьёбе), «Введение во храм» (Санкт-Петербург,   Гос.  Эрмитаж). «Кабинет муз» в  том  же отеле   Ламбер,   созданный   около 1647-1650,  свидетельствует о  том, что Лёсюёр не остался равнодушным к классическим урокам Пуссена,  находившегося между 1640 и 1642 в Париже.  Пять композиций с изображением муз  и  роспись  плафона («Фаэтон») находятся ныне в Лувре. Одна из них — картина «Музы Клио, Евтерпа и Талия» — является  типичным  примером этого  переходного  периода в творчестве художника,  для которого был характерен мягкий ритм линий и гармония тонов.

Музы Клио, Евтерпа и Талия

ЗРЕЛОСТЬ

Репутация Лёсюёра растет,  и  в 1648 он становится одним из членов-основателей Королевской Академии живописи и скульптуры.  Он получает крупный заказ на 22 картины для монастыря Шартрез; исполненные с 1645 по 1648, эти картины (ныне — Париж, Лувр) посвящены истории св.  Бруно. В них Лёсюёр окончательно утверждает свой индивидуальный стиль; они в сдержанной манере,  оживленной психологизмом  и реалистической наблюдательностью. 

Строгость  и  скромность  вызывают  в памяти искусство Сурбарана.  Знание перспективы и ее облагороженное использование прида- ют сценам величие. Те же черты присущи и картине «Св.  Павел в Эфесе» (1649, Париж, Лувр), заказанной цехом  ювелиров  для собора Парижской Богоматери.

По заказу короля Лёсюёр исполнил в его апартаментах в Лувре «Аллегорию  французской  Монархии».

Кроме  того,  он  украшает купальню королевы-матери;  этот ансамбль погиб в конце XVIII в.

ВЛИЯНИЕ РАФАЭЛЯ

Около  1650 творчество Лёсюёра  несколько  изменило свои ориентиры,  что заметно в картинах на библейские и  евангельские сюжеты  и  темы  греческой истории. Под влиянием  картонов  для  шпалер Рафаэля и росписей Лоджий,  он создает  довольно  холодное  искусство («Благовещение», 1652, Париж, Лувр; «Христос у Марфы и Марии»,  Мюнхен, Старая   пинакотека;  «Введение  во Храм», 1652, Марсель, Музей изящных искусств). 

presentation-of-the-virgin-in-the-temple

В большой картине «Поклонение пастухов» (1653, Ла Рошель, музей)  благородный линейный контур объединяет персонажей,  лица и позы которых  остаются точными и правдоподобными. 

Ностальгия по Возрождению   несомненно  вдохновила  тон до «Снятие с  креста»  (Париж,  Лувр), принадлежавшее раньше тому же алтарю,  что  и  замечательная  картина «Несение креста» (там же). Этим высоким вдохновением отмечено и четыре  поздних произведения художника, исполненных в  1654  для  монастыря Мармутье («Явление Марии св. Мартину» и «Месса св.  Мартина» — Париж, Лувр; две других картины — Тур, Музей изящных искусств).

Творчество Лёсюёра  включает в себя также богатое и замечательное  собрание  подготовительных  рисунков к его картинам,  исполненных сангиной или,  подобно  Вуэ,  углем на серой бумаге (Париж, Лувр, и др.). 

Названный «французским Рафаэлем»,  высоко оцененный в XVIII в.  за свою «нежность»,  равную Пуссену и столь почитаемую  в ту эпоху,  он был одним из самых ярких парижских живописцев времени  регентства  королевы  Анны Австрийской.

Именно эти художники с присущим  им чувством гармонии предопределили  развитие  французского классицизма эпохи Лебрена.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

 В  Париже Лёсюёр написал две картины,  одну из которых после смерти художника  закончит его родственник Том Гуссе.

 Лёсюёру часто подражали,  но сам он не имел известных учеников.

Несмотря на легенды,  ходившими вокруг его имени, Лёсюёр  вел жизнь тихую и размеренную. Он  даже не был в Италии.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Васильева Наталья «Французская живопись. XVI-XVII», изд. «Белый город» (2014)

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.orgbibliotekar.rukrugosvet.ru, benua-history.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: