Константин Маковский: жизнь и творчество художника

Константин Маковский ([8 (20)] июня 1839—4 [17] сентября 1915) — русский художник, присоединившийся к передвижникам. Является также представителем академизма.

Содержание

Биография Константина Маковского

Творчество Маковского

Интересные факты из жизни художника

Картины Константина Маковского

Библиография

Биография Константина Маковского

Константин Маковский был сыном Егора Ивановича Маковского (1800-86), известного любителя искусств, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

В 12 лет под влиянием отца поступил в это училище (1851-58). Наставниками были М. Скотти, В. Тропинин и С. Зарянко. В 1858-62 учился в петербургской Академии художеств. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (до 1883).

Испытал сильное влияние салонного искусства, с середины 1870-х годов перешел к академизму. Писал портреты («Портрет О. А. Петрова», 1870, Третьяковская галерея), жанровые картины («Дети, бегущие от грозы», 1872, Третьяковская галерея), красочные жанрово-исторические сцены («Князь Репнин на пиру у Ивана Грозного», Иркутский областной художественный музей), сцены из народной жизни («Балаганы на Адмиралтейской площади», 1869, Русский музей).

Творчество Маковского

Потерпев неудачу со сложной исторической народной драмой, Маковский находит себя в своеобразном историческом жанре: он стремится обыграть экзотику старинных русских обычаев, ритуалов, обрядов.

Собственные разработки коллизий, оригинальных сюжетных ходов давались Маковскому с трудом. Его воображение питается литературными реминисценциями. Картины становятся огромными живописными иллюстрациями к историческим романам А.К. Толстого, драмам Л.А. Мея и других.

Первые картины — «Боярский свадебный пир», «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем», «Смерть Иоанна Грозного», свежие, непосредственные, написанные с какой-то удалью, декоративным размахом, с тонким проникновением в специфику русского быта XVI-XVII веков, — вызывают ощущение исторической подлинности. Они принесли художнику заслуженное признание в России и за рубежом.

На всемирных выставках он был отмечен многочисленными почетными наградами.

Быстро освоив боярские жанры в стиле рюсс, Маковский начал усиленно эксплуатировать эту тему. Богато убранные интерьеры, пышные старинные одежды, драгоценная утварь — как главные герои — обильно заполняют его бесчисленные полотна. В них он вкладывает весь свой талант живописца, декоратора, как никто из художников умевшего передавать фактурно весь предметный антураж, иллюзорно воспроизводить затейливые старинные аксессуары.

Его картины были исполнены с особым живописным блеском.

Интересные факты из жизни художника

  • В 1863 участвовал в так называемом «бунте четырнадцати» — вместе с товарищами, недовольными тем, что им отказали в выборе конкурсных задач по их собстенному усмотрению, вышел из академии и принял участие в учреждении Артели художников, членом которой, впрочем, оставался недолго.
  • «Константин Маковский держал себя большим барином, ходил чуть ли не в боярском костюме, выдерживал тон большого, знатного артиста. Зарабатывал большие деньги и умел их проживать.» (Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. Л., 1959. С. 60.)
  • С именем Маковского связан один из немногих нижегородских мемов федерального значения: «Ружье Судьбы». Городская легенда, циркулировавшая в среде горьковской номерклатуры, говорит о том, что бельгийское ружье с вертикальным расположением стволов и чехлом буйволиной кожи было поднесено «нижегородским купечеством России» (так сказано на укрепленной у цевья табличке) Константину Маковскому на нижегородской Ярмарке во время церемонии дарения картины «Воззвание Минина» городскому муниципалитету.

    Впоследствии, ружьем овладели три нэпмана, пропившие оригинальную золотую табличку и заказавшие новую, латунную, на Сормовском заводе. Для непосвященных ружье называлось «Флагман России». В поздние советское время из него стрелял одноглазый профессор ГИТО Колокольцев и многие другие достойные люди. «Кто держит в руках Ружье Судьбы, тот контролирует судьбу Нижнего, а через него и всей Федерации». Ружье Судьбы действительно существует и находится у «последнего поэта деревни» Ц., который пробует продать его патриотическим силам.

Библиография

  • Тарасов Л. М. Константин Егорович Маковский М. — Л. 1948

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: nnov.ec

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: