Маревна: жизнь и творчество художника

Маревна (настоящее имя Мария Брониславовна Воробьёва-Стебельская, 14 февраля 1892, Чебоксары — 4 мая 1984, Лондон) — русская художница и мемуаристка польского происхождения, принадлежала к Парижской школе.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художницы

Творчество

Интересные факты из жизни художницы

Картины Маревны

Библиография и фильмография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИЦЫ

Дочь актрисы Марии Розанович, в замужестве Воробьевой, и польского дворянина Бронислава Викентьевича Стебельского. Жила с отцом в Тифлисе, где он служил лесничим. В 1907–1908 посещала Тифлисскую школу изящных искусств. В 1910 поступила в Строгановское училище в Москве. В 1911 побывала в Риме и на Капри; познакомилась с М. Горьким.

В 1912 приехала в Париж. Встретилась со скульптором С. Ф. Булаковским, занималась под его руководством в Русской академии; посещала академии И. Зулоага и Ф. Коларосси. Стала завсегдатаем кафе «La Rotonde», познакомилась со многими русскими: М. А. Васильевой, М. А. Волошиным, И. Г. Эренбургом, Б. В. Савинковым и др., была дружна с Х. Сутиным и О. Цадкиным.

Писала картины в духе кубизма. Участвовала в салоне Тюильри (1912) и салоне Независимых (1913; с группой художников-кубистов). В январе 1914 внезапная смерть отца лишила ее средств к существованию. Но вскоре появились первые ценители и покупатели ее картин: маршан Л. Розенберг, коллекционер Густав Кан, комиссар полиции Л. Замарон.

В 1915 познакомилась с Диего Риверой. У них родилась дочь Марика Ривера (1919–2010), в будущем танцовщица и актриса. В 1921 рассталась с Риверой, который уехал в Мексику. Испытывала материальные трудности. Занялась ручным ткачеством, изготавливала пояса и ткани на грузинские мотивы, работала для кутюрье Поля Пуаре и Дома моды Юсуповых «ИрФе». Участвовала в Осеннем салоне (1919) выставках:, русских художников в Лондоне (Whitechapel, 1921) и Париже (кафе «La Rotonde», 1925), в Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925). В 1929 провела персональную выставку живописи в галерее Густава Кана Quotidien, в 1936 – в галерее L. Zborovsky. В 1936–1948 жила с дочерью на юге Франции – в Ницце, Жуан-ле-Пен, Каннах. В 1948 переехала в Англию, семь лет жила в Педлтауне (графство Дорсетшир), затем в Лондоне – в районе Илинг в собственном доме.

Провела персональные выставки: в Лондоне – в галерее Lеfevre (1952), на фестивале Leicester (1977; к выставке был приурочен показ фильма «Маревна и Марика», снятого компанией В. В. С.) и в фойе театра «Hammersmith», где одновременно шли выступления ее дочери (1980), в Париже – в галерее Claude (1953), в Женеве – в Музее современного искусства (ретроспектива, 1971). Участвовала в тематических выставках: «Неоимпрессионизм» в Музее Гуггенхейма в Нью-Йорке (1968), «Женщины – художницы Парижской школы» в Женеве (1975) и «Безумные годы Монпарнаса» в Париже (в рамках 90-го салона Независимых, 1979). Написала три книги мемуаров. 

Мемориальные выставки состоялись в Париже («Маревна и монпарнасцы», 1985, Музей Бурделя), Сан-Франциско (галерея Harcourts, 1990) и Лондоне («Маревна и Монпарнас», 1992, галерея Wildenstein). В России работы художницы впервые появились в 2003 – на выставке коллекции Цейтлиных (ГТГ) и на выставке «Русский Париж» (ГРМ). В 2004 в Москве в ГТГ состоялась ее выставка.

ТВОРЧЕСТВО

Первые французские работы Маревны – своеобразная смесь входившего в моду кубизма с уже устаревающим пуантилизмом. Яркие картинки, составленные из точек, напоминали ей средневековые христианские мозаики, среди которых прошло ее детство на Кавказе. 

В 1960–1970-е написала серию портретов парижских художников-монпарнасцев. Создала крупноформатные (160 × 305 см) групповые портреты: триптих «Посвящение моим монпарнасским друзьям» (М. Волошин, М. Горький, Маревна, И. Эренбург, О. Цадкин, А. Модильяни, М. Кислинг, Х. Сутин, Маревна, Марика, Д. Ривера, П. Пикассо, М. Шагал, Ф. Леже и др.), панно «Посвящение С. П. Дягилеву» (С. Дягилев, Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Пикассо, Ж. Кокто, И. Ф. Стравинский) и др. Исполнила монументальное (185 × 300 см) полотно «Холокост» (1974).

В Париже Маревна стала работать в духе кубизма. Художница не особенно пыталась постичь суть пластического языка кубизма и сложные законы разложения формы. Две ее кубистические работы 1910-х годов, показанные на выставке, не дают ясного представления о ее творчестве того времени. Зато с двадцатых годов она начинает работать в своеобразной манере, которой не изменяет до конца творческого и жизненного пути.

В ней соединяются пуантилизм, кубизм и примитивизм — в известной степени и в известных пропорциях.

Работы 1920-х и 1960-х принципиально друг от друга не отличаются и никак не демонстрируют эволюции художницы. В этом смысле творчество Маревны представляется невероятно цельным и ясным, без взлетов и падений — и очень узнаваемым.

 Она сумела правильно сориентироваться в многочисленных направлениях современного искусства и даже сохранить творческую индивидуальность, но так никогда и не стала знаменитой художницей. Ее картины оригинальны, забавны, умилительно-примитивны, но – увы! – безнадежно вторичны. С годами ее стиль не претерпел серьезных изменений, и в середине XX столетия Маревна оказалась практически единственной художницей, в чьем творчестве надежно законсервировались новаторские идеи полувековой давности.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИЦЫ

М. Горький придумал для нее прозвище Маревна (по имени сказочной Марьи Маревны), ставшее псевдонимом.

Ее портреты исполнили Д. Ривера (1915), А. Модильяни (1919) и П. Пикассо (1951).

 Энергичная, общительная красавица Маревна стала одной из самых ярких фигур парижской богемы. Ее переменчивый нрав, странные манеры и экзотические костюмы привлекали внимание даже самых эксцентричных жителей Монпарнаса.

О ней говорили, ее обсуждали, ей посвящали стихи. Вот только художественные достижения Маревны мало интересовали ее великих коллег.

БИБЛИОГРАФИЯ И ФИЛЬМОГРАФИЯ

  • Воробьёва-Стебельская М. Б. Моя жизнь с художниками «Улья». — М.: Искусство — XXI век, 2004
  • Gamet J.H. Marevna: il dono della scelta. Lugano: N. Mazzuconi, 1981
  • Perry G. Women artists and the Parisian avant-garde: modernism and feminine art, 1900 to the late 1920s. Manchester; New York: Manchester UP, 1995
  • Документальный фильм Яны Боковой о Маревне и ее дочери Марике(1978)

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.orgartrz.ruutro.ru, kultura-portal.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: