Габриель Метсю: жизнь и творчество художника

Метсю Габриэль(1629-1667)- голландский художник, мастер жанровой, портретной и исторической живописи.

Содержание

Биография Габриэля Метсю 

Творчество голландского живописца 

Картины Габриэля Метсю 

Библиография

Биография Габриэля Метсю

 О Габриэле Метсю, одном из замечательных мастеров голландской жанровой живописи 17 века, известно немногое.

Уже в середине 18 столетия его соотечественник, биограф голландских художников Арнольд Хоубракен с сожалением писал, что «о фактах его жизни мало что можно рассказать».

Тем не менее 18 век был временем наивысшей славы художника, его произведения ценились коллекционерами больше, чем, например, работы Герарда Терборха, с которыми, правда, их нередко путали.

Сын художника Жака Метсю, фламандца по происхождению, Габриэль первоначально жил в Лейдене, возможно, здесь и родился. Ранние работы художника включают разнообразные сюжеты: сцены из Священного Писания, аллегории, — но уже на этом этапе определяется преимущественный интерес к жанровой картине. Первые произведения художника выдают влияние Яна Стена и Дирка Халса, работавших в 1640-50-е годы в Лейдене, и свидетельствуют о том, что Метсю внимательно присматривался к творчеству этих мастеров. В 1657 году художник переехал в Амстердам. Соприкосновение с амстердамской художественной средой, знакомство с творчеством Г.Терборха, с произведениями мастеров делфтской школы завершило формирование художника.

Произведения последних десяти лет относятся к лучшим созданиям Метсю, в которых выбор сюжетов, композиция, живописное мастерство достигают отточенного совершенства. Художник прожил короткую жизнь, но успел вписать яркую страницу в голландское искусство 17 века.

Творчество голландского живописца

Метсю принадлежал к поколению голландских художников, чей талант развивался в счастливое время процветания Республики Соединенных провинций и творчество которых составило славу «золотого века» Голландии. В блистательном ряду таких жанристов, как Ян Вермеер Дёлфтский, Питер де Хоох, Герард Терборх, Ян Стен, Габриэль Метсю имеет свой определенный голос, неповторимый склад. Картины Метсю пленяют выдающимся живописным мастерством и естественностью выражения чувств.

Основная тема Метсю — изображение повседневных событий в жизни бюргеров.

Глядя на картины художника, мы как будто попадаем в бюргерские дома 17 века, становимся невольными наблюдателями жизни их обитателей. Мы видим хозяйку за рукоделием («Молодая женщина за работой», Москва, ГМИИ), дам, занятых музицированием («Дама у вирджинала», Париж, Пти-Пале) или рисованием («Урок рисунка», Лондон, Национальная галерея), примеркой нового чепца («Перед зеркалом», Вассенар, частное собрание) или чтением любовного письма («Девушка, читающая письмо», Блессингтон, собрание Бейт).

Художник изображает визит кавалера-охотника («Подарок охотника», Амстердам, Рейксмузеум), завтрак молодой пары («Молодая пара за завтраком», Карлсруэ, Кунстхалле), посещение врачом заболевшей молодой женщины («Больная и врач», Ленинград, Эрмитаж). Как и произведения других жанристов, картины Метсю утверждают этическую и эстетическую ценность нового уклада жизни голландцев, открывают поэтическое содержание в будничном течении частной жизни человека.

 В жанрах Метсю присутствует новеллистический элемент.

Это всегда рассказ о некоем событии — визите гостя, ухаживании кавалера, о торговле на рынке («Овощной рынок», Амстердам, Рейксмузеум; «Продавец дичи», Дрезден, Галерея старых мастеров).

Овощной рынок

 Персонажи картин художника представлены в общении друг с другом: они втянуты в оживленный разговор или объединены участием в музыкальном дуэте («Дуэт», Москва, ГМИИ). Кстати сказать, живость и естественность мизансцен в картинах Метсю достигается не столько с помощью подготовительных рисунков, которых мастер почти не оставил, а путем их предварительного «разыгрывания» с помощью марионеток, специальных кукол, которыми пользовались художники того времени. Повествование о будничных ситуациях ведется Метсю в спокойном, созерцательно-лирическом тоне. Художник уступает Я.Стену в юморе и динамичности рассказа, не достигает он и магической красоты всепроникающего света Я.Вермеера. Его отличие — в расширении диапазона и углублении эмоционального содержания жанров, приближающих иногда к психологическому раскрытию темы.

С особой поэтичностью воспевает Метсю характерную черту голландского бюргерского дома — его уютность.

Спокойно решение композиций его картин с несколькими фигурами, обычно погруженными в полумрак, в котором мерцают атласные одежды, утварь, рамы картин, в общем коричневатом тоне яркими колористическими пятнами вспыхивает красный, желтый, синий шелк юбок, белые оторочки душегрей и воротничков, черное сукно мужских костюмов, блеск золотой и серебряной посуды. Теплая дымка, мягко обволакивающая фигуры, объединяет людей и интерьер единым настроением домашнего уюта. Метсю мастерски умеет сочетать великолепие и изысканность изображенного быта с сочностью и гармоничной красочностью самой живописи, материальной полнокровностью живописной поверхности.

В зрелые годы живопись Метсю становится свободнее, тоньше используется цвет, главным выразительным средством становится широкое использование рассеянного дневного освещения, высветляющего общий колорит картин. Более, чем когда-либо, жанровые композиции художника обогащаются тихим лиризмом. К вершинам творчества художника относится картина «Больное дитя» (Амстердам, Рейксмузеум), в которой правдиво и человечно, без сентиментальности воплощены и озабоченность матери, и вялое безразличие больного ребенка с застывшим взглядом и беспомощно свесившимися ножками. Немногие, точно отобранные детали придают стройность и крепость всей композиции.

Больное дитя
Следует помнить, что большинство голландских жанровых картин, которые мы теперь воспринимаем как непосредственное отображение повседневного течения жизни, для современников было исполнено аллегорического и дидактического смысла. Для склада мышления голландца 17 века характерно видеть воплощение общих идей в конкретных и даже будничных изображениях. Это относится к позам отдельных фигур, их манере держаться, и даже световые контрасты могут иметь психологическое значение, не говоря уже о различных атрибутах. Без сомнения, смысл картин с «музыкальными уроками» и «дуэтами» имеет больше общего с искусством обольщения, чем с совершенствованием в музыке. То же относится к «угощениям устрицами и вином» и к «визитам охотников». Все они намекают на любовную интригу между персонажами и несут оттенок назидательного предостережения.

В основе многих сюжетов лежат часто встречающиеся в то время в эмблематических сборниках и стихах изобразительные или словесные метафоры, иные построены на игре значениями слов. С этой точки зрения, большой интерес представляют две парные картины Метсю из собрания А.Бейта.

 На одной из них изображен молодой щеголь, сидящий за столом у распахнутого окна и занятый сочинением письма. На любовное содержание послания намекают и возраст героя, и лирическая взволнованность, выраженная во всей его освещенной солнцем фигуре. На другой картине мы видим девушку у окна, погруженную в чтение письма, в то время как служанка, передавшая госпоже послание, задержалась, разглядывая картину на стене, изображающую корабль в бурном море.

В эмблематических книгах и стихах того времени перипетии любви часто сравнивались голландцами с тем, что испытывает корабль в дальнем морском путешествии, где над его судьбой властвует слепая Фортуна.

Создание парных произведений — достаточно редкий случай в голландском искусстве, и Метсю прибегает к этой форме, чтобы создать своего рода «рассказ с продолжением». Обаяние работам придает лучезарный солнечный свет, льющийся из окон в обеих картинах. Он не только определяет светлый колорит произведений, но служит выражением поэтического настроения, передает чувство, которым охвачены герои.

Библиография 

  • «Die Welt der Malerei», Köln 1990
  • I.Walther: «Malerei des Barock», Köln 1997.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: art-100.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: