Спирос Папалукас: жизнь и творчество художника

Спирос Папалукас (греч. Σπύρος Παπαλουκάς) — греческий художник первой половины 20-го века. Характеризуется как «предтеча», так называемого, «поколения 30-х» греческой живописи.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество Спироса Папалукаса

Искусствоведы и художники о Папалукасе

Картины Спироса Папалукаса

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Спирос Папалукас родился в селе Десфина, у подножия Парнаса. Его отец был моряком. После смерти отца Спирос, которому тогда было 6 лет, и 5 его братьев остались на попечение матери и деда. Спирос стал учиться иконописи у местного иконописца.

В 1906 году он отправился «зайцем» на пароходе в Пирей, где по прибытию стал работать в мастерской иконописи. В 1909 году был принят в Афинскую школу изящных искусств где учился до 1916 года у Георгиоса Яковидиса, Георгиоса Ройлоса, Димитриоса Гераниотиса, Спиридона Викатоса,Стефаноса Ланцаса и Павлоса Матьопулоса. Будучи ещё студентом, 7 раз получил первые призы на конкурсах.

С 1917 по 1921, продолжил учёбу в Париже вАкадемии Жюлиана и академии Гранд-Шомьер. В годы учёбы во Франции, Папалукас находил финансовую поддержку у торговца картинами, грека Иконому, который продавал его картины и обеспечивал его работой декоратора в дворцах Версаля. Греческий художник Когевинас Ликургос, получив заказ хиосского коммерсанта Аргентиса на выполнение копии картины Делакруа «Хиосская резня» взял Папалукаса в помощники. Сегодня копия находится в историческом музее острова Хиос.

После поражения и капитуляции Османской империи в Первой мировой войне, в мае 1919 года греческая армия, по мандату Антанты, взяла регион Смирны под свой контроль. В 1921 году, в ходе похода на Анкару, Военное министерство мобилизовало для освещения событий группу фотографов и группу художников, в качестве военных репортеров. В группу художников входили Родоканакис, Павлос,Византиос, Периклис и Спирос Папалукас.

Весной 1922 года в афинском Заппион была организована «Военная выставка», где были выставлены работы трёх художников, а также работы военных фоторепортеров. Выставка прошла с большим успехом.

Критик Ф.Политис писал о работах Папалукаса, что художник «был опьянён горячим солнцем Востока. Он видит только Солнце. И пытается поймать его лучи своей краской. Объёмы людей, ряды солдат, теряют свою материальность, пропадают в этом свете».

В августе 1922 года фронт был прорван. В ходе резни и сожжения города Смирна, работы художников были утеряны. Число работ художников превышало 300. Однако греческий писатель Дукас Стратис пишет, что только Папалукас потерял 500 своих работ. Художнику удалось спастись и вывезти в Грецию только 32 своих рисунка и 5 акварелей, доносящих в наши дни отголоски той резни.

Вернувшись из Малой Азии, художник уединился на острове Эгина. В том же году, встретившись в Афинах со свои другом Стратисом Дукасом, Папалукас уехал на Афон, где пробыл почти год (ноябрь 1923 — ноябрь 1924) исполняя пейзажи, изучая византийскую живопись и делая копии церковных произведений искусства. Часть этих его работ в 1924 году была выставлена в Белой башне, македонской столицы, города Фессалоники. В том же году художник отправился на остров Лесбос, где написал ряд пейзажей.

В 1927 году Папалукас победил на всегреческом конкурсе и получил заказ на роспись храма Благовещения в городе Амфиса. Решение жюри, в котором состояли Орландос, Анастасиос, Пикионис, Димитрис, Захос, Аристотелис и Партенис, Константинос было единогласным. Художник закончил свою работу в храме в 1932 году.

В период 1930—1940 Папалукас выставлял свои работы вместе с другими членами группы «Искусство». Он также делал декорации и костюмы для Национального театра Греции, «Театра Котопули», и расписывал стены и фасады частных и публичных зданий. Он также продолжил свою деятельность в качестве иконописца, расписал ещё несколько церквей, а также Археологический музей Ираклиона.

В период 1935—1937, вместе с С.Дукасом, Н.Хадзикириакосом-Гикасом, Д.Пикионисом и С.Карандиносом, Папалукас издавал авангардистский журнал «Τретий глаз» (Το Τρίτο Μάτι).

В 1940 году он был назначен советником муниципалитета Афин по вопросам градостроительства, а также директором Муниципальной галереи города. С 1945 по 1951 год преподавал на архитектурном факультете Афинского политехнического университета. В 1956 году был избран профессором Афинсой школы изящных искусств.

Папалукас умер в Афинах в 1957 году, будучи признанным как один из корифеев современной греческой живописи. После смерти Папалукаса Национальная галерея Греции организовала выставку ретроспективу его работ в 1976 году.

ТВОРЧЕСТВО СПИРОСА ПАПАЛУКАСА

Спирос Папалукас был большим знатоком художественных течений своей эпохи, но в той же мере большим знатоком византийского искусства.

Его работы сочетают импрессионизм Сезанна, Матисса и Ван Гога с духовностью византийских иконописцев. Его посещение Афона и длительное пребывание на «Святой горе» оказало большое влияние на его работу, такое что художник писал афонские пейзажи на протяжение многих последующих лет.

После Афона Папалукас заявлял: «Если кто либо эстетически не понимает византийское, пусть позволит мне заметить ему, что он не понимает до конца древнее греческое. А когда художник не понимает греческое прошлое, то как он может создавать греческое будущее ?».

Кроме церковной живописи и пейзажей, Папалукас написал множество портретов, самым характерным из которых был Ребёнок с подтяжками (1925).

Boy wearing suspenders

Влияние Папалукаса на современных ему и последующих греческих художников было огромным, поскольку он своими работами показал, что современное искусство и эллинизм не являются понятиями несовместимыми.

ИСКУССТВОВЕДЫ И ХУДОЖНИКИ О ПАПАЛУКАСЕ

Фотис Кондоглу знал Папалукаса ещё по Парижу. Он писал что всё время что Папалукас жил в Париже, он не ощутил никакую из радостей этого прославленного города, который как магнит притягивает молодых людей и опьяняет их. Папалукас оставался закрытым в своей «крепости», не обращая внимание на жизнь, которая кипела вокруг него. Единственное что его интересовало, это его искусство.

«Я не пейзажист , меня притягивают ландшафты. Я не создатель живописной  поэзии. Я выхожу на открытое место ,  вдохновляюсь  им  , обогащаю   значение  картины —  темпом , синтетическими  возможностями  … » —   сказал в интервью своему другу Koдоглу  Спирос Папалукас  ,подразумевая , что он не отражает природу чувств, а свои познания.В его пейзажах отражается  важность  экспериментирования  того , что мы видим и как мы это  видим.

Эти взгляды совпадают с позицией писателя Дукаса  Стратиса ,  который считает, что искусство  — есть продукт  психических процессов. Папалукас и Дукас  находились в течение длительного времени на Афоне и их творчество несказано обогатитлось  изображениями  Aфониады  и  её ландшафтами . В них доминирует  цвет  и свет , потому что эта местность есть » средство, которое позволяет мне определить все особенности художественного творчества . В этом есть очевидное  значение цвета «.

Художник и писатель Никос-Гавриил Пендзикис пишет, что в многообразии сегодняшнего эллинизма, несущего груз древности, происхождение Папалукаса, с его сознанием крестьянина, отличным от тех, кто ведёт себя как коммерсант, вынуждает его быть настороженным к новшествам. Чтобы не принёс Папалукас из-за границы, он пересадил его и выращивал так как он делал при пересадке виноградника. Никто не сможет утверждать, что его (винградника) продукция не является местной.

landscape-1

Художник и настоятель святогорской галереи, Маркос Камбанис, пишет, что Папалукас обнаружил на Афоне, что «в Византии были работы, где проблемы композиции и цветов, которые занимали современных ему художников, были уже решены». Взгляд Папалукаса на византийское искусство не был консерватизмом или возвращением в прошлое.

Академик и историк искусства Хрисанф Христу отмечает, что в отличие от Партениса, о котором трудно сказать что у него были ученики или даже продолжатели у Папалукаса они были В особенности в пейзаже вместе с Малеасом и Михалисом Иконому, Папалукас является отправной точкой для его молодых коллег, с тем чтобы смелее идти далее.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Σ. Παπαλουκάς, Θητεία στον Άθω, Αγιορείτικη Βιβλιοθήκη, Αθήνα 2003. ISBN 960-87331-1-1.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.orgagioritikovima.gr

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: