Андрей Рябушкин: жизнь и творчество художника

Андре́й Петро́вич Ря́бушкин (17 октября 1861, село Станичная слобода — 27 апреля 1904, усадьба Дидвино) — русский живописец. Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Андрея Рябушкина

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Рябушкин родился 29 октября 1861 года в селе Станичная слобода Тамбовской губернии. Его отец и старший брат занимались иконописью, и он помогал им в работе.

В четырнадцать лет Рябушкин осиротел.

Случайно его способности заметил гостивший в селе студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества А. Х. Преображенский. Он увез юного Рябушкина в Москву, определил его в училище.

Училище Рябушкин не закончил, уехал в Петербург, где поступил в 1882 году в Академию художеств. Во время обучения, в частности в натурном классе П. П. Чистякова, он раскрыл себя как индивидуального, смелого художника. Его дипломной работой стало произведение на религиозную тему — «Снятие с креста» (1890 г).

В ходе своих путешествий по России Рябушкин серьёзно увлекся русской историей и народным эпосом. В 1890-х годах художник писал различные заказные работы, рисунки и акварели для разного рода изданий и альбомов, эскизы композиций для предполагавшейся росписи Софийского собора в Новгороде. Его крупной исторической картиной в этот период стала «Московская улица XVII века» (1896 г).

Значительная роль в произведениях художника посвящена русскому пейзажу. В декоративном решении полотна Рябушкин идёт от традиции русской иконописи и фресковых росписей.

В 1901 году им была написана одна из лучших картин художника «Свадебный поезд в Москве». На ней изображена Москва XVII века.

В 1913 году картина была продана коллекционером С. А. Щербатовым Третьяковской галерее.

В последние годы жизни Рябушкин увлекается созданием иллюстраций к русским былинам и к деревенским темам. В это время им написаны картины: «За водой» (1898), «В деревне» (1902), «Втёрся парень в хоровод…» (1902), «В деревне. К обедне» (1903). Скончался художник в имении своего друга художника В. В. Беляева усадьбе Дидвино Новгородской губернии и уезда и был погребен на ближайшем кладбище в Добром Селе. Прах перезахоронен в 1957 году на Любанском городском кладбище, на могиле поставлен памятник.

ТВОРЧЕСТВО

Андрей Петрович Рябушкин — один из самых ярких русских исторических живописцев той эпохи, когда историко-бытовая живопись поставила перед собой задачу — возрождать и доносить большие эстетические ценности прошлого, утверждать, как совершенно точно подметила А. Верещагина, «своими специфическими средствами положительное: красоту иной далекой жизни, жизни, противостоящей суетности, стяжательству, пошлости современности». Друзьям и потомкам А.П. Рябушкин «успел оставить мир, который нашел в своей душе среди воспоминаний о русском прошлом».

Старина стала для художника «живым свидетельством исконной художественной одаренности народа, связывающей современность с историей». В его картинах под его кистью «бытовой жанр потерял свой бытовизм».

Картина А.П. Рябушкина «Семья купца» перевернула художественное сознание современной ему эпохи. В ней художник и теоретик искусства А.Н. Бенуа при размышлениях о путях развития русской живописи на рубеже XIX–XX вв. «воочию увидел» запечатленные на полотне и «таинственно ожившие образы Древней Московии». Александр Бенуа написал об авторе картины следующее: «Рябушкин именно не «исторический живописец» мертвенного академического характера, а ясновидец и правдолюбец минувших жизней. Но как тяжело давался ему этот культ прошлого, как мало кто понимал его в этих исканиях…».

Family of merchant in XVII century 1896

Одним из элементов, связующих прошлое и настоящее, и одним из способов ухода от бытовизма для А.П. Рябушкина стали рукописная и старопечатная книжные традиции, обращение к книжной графике. Он сам попытал свои силы в написании нескольких книг, в создании книжных и журнальных иллюстраций с опорой на древнерусские традиции, использовал в своих работах различные типы древнерусского письма. Умелое владение древнерусской каллиграфией, иконографией и изографией, знание традиций иконописи и древнерусской монументальной живописи, книжной культуры помогло Рябушкину создать свой, удивительно неповторимый язык исторического художественного повествования.

Как самостоятельный живописец А.П. Рябушкин впервые выступил в 90-х гг. XIX в. В 1891 г. А.П. Рябушкин написал замечательную по своему построению, по верности изображения крестьянского быта картину «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии». Это было своего рода продолжение того жанра, к которому он обращался в годы учебы в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества и во время обучения в Академии. Но в его первых жанровых картинах запечатлены обрядовые, праздничные стороны деревенской жизни. У Рябушкина постепенно складывался новый тип жанровой картины, характеризующийся отсутствием сюжетного конфликта. В них нет развернутого психологического повествования о поступках героев. Характеристика явления в них строится прежде всего при помощи выразительных деталей обстановки и тонко подмеченных особенностей в поведении и облике людей. Создавая «настроение» торжественности, душевной ясности, художник решает свою главную задачу, связанную с его убежденностью в извечной красоте народа, его обрядов и обычаев.

Waiting for newlyweds from the wedding in the Novgorod province 1891

Первые большие исторические картины «Потешные Петра I в Кружале» и «Сидение о делах царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» были созданы соответственно в 1892 и 1893 гг. под впечатлением полотен В.И. Сурикова. История России XVII столетия увлекла художника, и он надолго остался в этой эпохе, воспевая не «бунташный» век, а размеренную, освященную традициями жизнь, в которой было свое очарование. Художник отдал предпочтение допетровскому периоду русской истории, разделяя убеждение в относительной целостности его национальной характеристики. У Рябушкина XVII век — век мирный, патриархальный. Прошлое показано им с бытовой стороны, сюжет сведен к описанию будней людей XVII в. Соответственно и герои произведений превращены в рядовых обитателей Московии: это люди разных слоев, как бы случайно оказавшиеся в поле зрения художника. На первый план вынесены сцены мирной жизни. В характерах людей XVII в., как и в самом темпе их давно ушедшей жизни, отражен своеобразный этический идеал: нравственная цельность и душевное здоровье. И Рябушкину удалось воссоздать Русь не видоизмененную, а ту эпоху, когда быт был устойчив, традиции незыблемы, а столицей была Москва.

Tzar Mikhail Fedorovich Holding Council with the Boyars in His Royal Chamber

Среди самых известных исторических полотен А.П. Рябушкина «Боярин» (1896), «В гости» (1896), «Русские женщины XVII столетия в церкви» (1899), «Свадебный поезд в Москве» (1901), «Пожалован шубой с царского плеча» (1902), «Московская девушка XVII века» (1903), «Стрелецкий дозор у Ильинских ворот в старой Москве» (1897), «Едут!» (1901). В этих произведениях, созданных мастером, пленяет сплетение вымысла и точного знания исторического материала, веселой насмешливости и мечтательной грусти, чувства восхищения и легкой иронии. В его жажде подлинности, точности деталей сокрылась страстная любовь ко всему художественно выразительному в народной жизни, к ее пестрым контрастам, сочной красочности. Именно это чувство заставило его идти от документальной точности к правде художественной, вскрывая в каждой изображаемой детали ее образный и поэтический смысл. Отсюда и присутствие в картинах А.П. Рябушкина свободы образной интерпретации прошлого, не позволяющей «превратить историческую картину в наглядное пособие» .

Живопись А.П. Рябушкина в его последующих произведениях необыкновенно нарядна и имеет изысканное цветовое звучание, роднящее ее с русской иконой, фреской и народным искусством. И в этом цветовом звучании присутствует понимание христианской символики цвета. «Цвет в народных произведениях служит не только характеристике предмета, он еще сам обладает известной реальностью, — писал М.В. Алпатов, — поэтому он всегда интенсивен: краски звонкие, яркие, без примесей, без промежуточных тонов». Многие исторические полотна А.П. Рябушкина воспринимаются как некое красочное видение, возникшее перед взором. Они проникнуты настроением поэтичности, таинственности, почти сказочности.

Цвет, сюжеты, композиционное построение — все это вместе создает впечатление изменчивости, мимолетности изображения, напоминающего о навсегда ушедшей красоте.

Проявляя «глубокий и чрезвычайно редкий в те годы интерес к древнерусской архитектуре», неоднократно бывая в Новгороде, А.П. Рябушкин создает картину «Церковь» («Новгородская церковь», 1903) — строгий, простой, значительный и печально-торжественный образ.

Новгородская церковь, 1903

Об этой небольшой работе написано немало. При этом при описании этой картины каждый из исследователей находил подходящие поэтические строки (у Тютчева, Майкова, Бунина), раскрывающие ту или иную сторону этого произведения. В контексте диссертационного исследования лежит вывод, сделанный Н.Н. Третьяковым в его исследовании «Образ в искусстве». Анализируя образ времени, он написал: «В этой небольшой по размеру картине изображается изба — дом человека, следовательно, и его краткая земная жизнь. А над ней — дом Божий, образ вечности. Невысокий холм, увенчанный древним храмом, является его своеобразным подножием. В композиции ощутимо выступает глубокая мысль художника о Божественном единстве мира русской жизни. 

Такого уровня высоты символизма и смыслозначимости художник, безусловно, достиг благодаря постоянному соприкосновению с русской древностью, с древнерусским церковным искусством и умению увидеть в нем глубину художественного образа.

Художник стал автором разнообразнейших произведений, среди которых журнальные рисунки, иконы, декоративные панно. Последним произведением живописца является картина «Князь Ухтомский в битве с татарами на Волге в 1469 году» (1904). Оно небольшое, но поразительно монументальное и по характеру композиции, и по колориту, и даже по стремительному движению коня и всадника, заносящего свой меч.

Князь Ухтомский в битве с татарами на Волге в 1469 году 1904

С лучшими произведениями древнерусского искусства его роднят лаконизм и колорит.

При виде его вспоминаются миниатюры Лицевого Летописного свода, икона «Церковь воинствующая» образ Георгия Победоносца, русский лубок «Битва Еруслана Лазаревича со змеем». Ростиславов увидел в «Князе Ухтомском» образы «Слова о полку Игореве» и старинных русских сказаний о битвах. «В стиль Рябушкина это чрезвычайно тонкое и легкое по выполнению произведение вносит совсем новые черты — своеобразно переработанную лубочность, выраженную в нежных, светлых красках». Картина «Князь Ухтомский» синтезировала в себе все находки и наработки А.П. Рябушкина в монументальной и станковой живописи, в книжной графике. Свободно выплеснулось на холст и его умение использовать древнерусские традиции, традиции книжной культуры и русского народного лубка. Само композиционное построение картины напоминает одновременно и фреску, и лубок. Основную часть полотна занимает изображение: стремительно движущийся всадник, занесший меч над убегающим врагом. По нижнему полю на белом фоне расположена подпись, комментирующая изображение (как принято в лубочном построении): «Князь Ухтомский въ битве съ татарами въ 1469 г. на Волге билъ поганыхъ, скачючи по судамъ ослопомъ».

Для подписи картины художник выбрал стилизованный печатный шрифт, напоминающий плохой, непрофессиональный устав. Выбором подобного типа письма А.П. Рябушкин, хорошо владевший всеми типами письма, по-видимому, хотел подчеркнуть идейную близость полотна народной картине, народному искусству, воспевавшему подвиги своих героев, подчеркнуть значение подвига и его всенародное почитание.

В картине «Князь Ухтомский» ярко прослеживаются корни искусства Рябушкина, которые лежат «частью в народном искусстве, в древней церковной иконописи, в чистой их художественности.

Картина осталась незавершенной.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ

А.П. Рябушкин с уверенностью справился с поставленной перед собой задачей создания художественного стиля, синтезировавшего не только завоевания национальной живописи, но и собственные наблюдения, почерпнутые из скрупулезного изучения предметов народного быта, резьбы по дереву, архитектуры, старинного костюма, древнерусской фрески и книжной миниатюры.

Рябушкин умер в 1904 году от туберкулеза.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Мурина Елена. Рябушкин. — М.: Советский художник, 1961
  • Кузнецов Б. М. Андрей Петрович Рябушкин / Оформление Э. И. Копеляна. — Л.: Художник РСФСР, 1969
  • Андрей Петрович Рябушкин: Альбом / Авт.-сост. Н. Г. Машковцев. — М.: Изобразительное искусство, 1976
  • Механикова В. М. Андрей Петрович Рябушкин. — Л.: Художник РСФСР, 1989

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.orgportal-slovo.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: