Курт Швиттерс: жизнь и творчество художника

Курт Швиттерс (20 июня 1887, Ганновер — 8 января 1948, Кендал, Великобритания) — немецкий художник и писатель.

Содержание

Биография Курта Швиттерса

Творчество Швиттерса

Работы художника

Картины Курта Швиттерса

Библиография

Биография Курта Швиттерса

В 1909—1914 годах учился живописи в Дрезденской академии художеств. Участвовал в берлинском авангардистском журнале «Штурм». Был близок к дадаизму, конструктивизму, сюрреализму, экспрессионизму; дружил с Хансом Арпом, Эль Лисицким. Наиболее известен неожиданными, алогичными, намеренно отталкивающими композициями из «найденных предметов», которым он дал название «Мерц» (сокращение от «Kommerz und Privatbank»).

В 1923—1932 гг. издавал журнал под таким названием, вышел 21 номер.

В 1937 г. Швиттерс покинул Германию, жил в Осло, а с 1940 г., после прихода туда нацистов — в Великобритании.

Его произведения фигурировали на известной мюнхенской выставке «Дегенеративное искусство» (1937), организованной нацистами.

Творчество Швиттерса

Мультимедийное искусство, скульптура из «хлама» (джанк-скульптура), поп-арт, ассамблаж, энвайронмент – все эти направления в какой-то мере обязаны своим возникновением Курту Швиттерсу, а Роберт Раушенберг, Джаспер Джонс, Миммо Ротелла, Асгер Йорн, Джаспер Джонс – его непосредственные преемники.

«Курт начинал с того, что, разрывая и разламывая различные предметы на части, создавал из них произведение искусства. А когда на части оказалась разорвана его собственная жизнь, он сделал произведение искусства и из нее» (с).

Швиттерс начинал с работ в духе позднего импрессионизма, который был особенно распространен тогда в Северной Европе. «Другой» Швиттерс родился в 1918 г., когда из разнообразных отходов и обыденных предметов — обрывков газет, фрагментов фотографий, кусочков ткани, дерева, этикеток от бутылок, театральных билетов, марок, проволоки, стружки, пуговиц — художник создавал коллажи и ассамбляжи. Причем в противовес современному ему дадаизму, явлению нигилистическому и в принципе не включающему категорию эстетического в свою систему, Швиттерс сочетал «неблагородные» находки, исходя из их формы, фактуры и цвета, то есть компоновал свои произведения по принципам настоящего «высокого» искусства.

Он собирал отбросы, соединяя их в определенные композиции на одной плоскости, чтобы вызвать у зрителя психологический эффект бессмыслицы жизни и тоски. Такие картины получили название «мерц-бильдер».

Терминология Швиттерса возникла из чистой случайности — в первый подобный коллаж 1919 года вошел отрывок накладной какой-то коммерческой фирмы. Был виден только слог «мерц» («kommerz»), который и стал девизом нового направления.

Швиттерс создает мерц-рисунки (коллажи), мерц-картины (ассамбляжи) и мерц-скульптуры. С середины 1920-х он издает «Мерц-журнал», главные цели которого состояли в том, чтобы представить теории и критику новых художественных направлений – дадаизма и конструктивизма.

В конце 1910-х годов художник начал создавать большие рельефы, составленные из колес, деревянных планок, гвоздей и проволочной сетки.

Швиттерс зарабатывал на жизнь портретами и пейзажами, жил замкнуто, практически не участвуя в художественной жизни.

В 1947 г. на средства, предоставленные ему Музеем современного искусства в Нью-Йорке, будучи тяжело больным, он предпринимает попытку воссоздания merzbau на територии Лондона. 8 января 1948 художник умер в Эмблсайде, так и не осуществив задуманное.

Работы художника

  • Картина с вишней
  • Новая мерц-картина
  • И-картина
  • Дом маленького моряка
  • Что-то или другое
  • Конструкция для благородных леди
  • Колонна
  • Мерцбау
  • Мерц-картина
  • Май 191
  • Мать и яйцо

Библиография

  • Traumann Steinitz K. Kurt Schwitters; a portrait from life. With Collision, a science-fiction opera libretto in banalities. Berkeley: University of California Press, 1968
  • Kurt Schwitters. München: Edition Text + Kritik, 1972
  • Scheffer B. Anfänge experimenteller Literatur: d. literar. Werk von Kurt Schwitters. Bonn: Bouvier, 1978
  • Kurt Schwitters in Nederland: Merz, De Stijl & Holland Dada. Zwolle: Waanders Uitgevers, 1997

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: artpages.org.uaru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: