Джованни Доменико Тьеполо: жизнь и творчество художника

Джованни Доменико Тьеполо, также Джандоменико Тьеполо (ит. Giovanni Domenico Tiepolo, род. 30 августа 1727 г. Венеция — ум. 3 марта 1804 г. Венеция) — итальянский художник эпохи барокко.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Джованни Доменико Тьеполо

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Джованни Доменико Тьеполо был старшим сыном художника Джованни Баттиста Тьеполо. Был учеником своего отца, работал в его мастерской несколько лет — сперва помощником и гравёром, затем — как также признанный мастер. Длительное время подражал стилю отца.

С 1760 возглавлял мастерскую, в 1762 уехал в Испанию, после смерти Тьеполо Старшего в Мадриде возвратился в Венецию.

Крупной работой явился и цикл росписей виллы в Дзианиго около Митре (1791-1797), приобретенной семейством Тьеполо.

Художник работает над росписями, впервые выполняя их не на заказ, а для себя. Эти росписи стали последним крупным ансамблем венецианской монументальной живописи 18 столетия.

К творческому наследию Дж. Д. Тьеполо принадлежат и многочисленные гравюры. К рисунку он возвращается на рубеже XVIII—XIX столетий. Помимо обработки религиозных сюжетов художник создаёт многочисленные эскизы светской, полной развлечений венецианской жизни.

ТВОРЧЕСТВО

Писал станковые картины на бытовые, мифологические и исторические сюжеты.

В своем творчестве художник сумел дать собственную глубоко индивидуальную, исполненную личного участия интерпретацию венецианского карнавала. Он представил новый театрализованный мир, полный иронической оценки, поэтичности, восхитительной праздности.

СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ

До 1750-х годов работал главным образом в станковой живописи. В 1747 исполнил цикл (из 14 панно) «Крестный путь» для оратории дель Крочефиссо венецианской церкви Сан Поло. Современникам не понравились произведения художника из-за обилия бытовых деталей, совмещения легендарных событий и персонажей, взятых из современной действительности.

Крестный путь, Шествие на Голгофу

Художник ценил острохарактерные детали, которые смело ввел в композиции. В подобной манере трактованы и сюжеты маленьких полотен «Отдых на пути в Египет» (Музей изобразительных искусств, Будапешт) и «Мария со спящим младенцем» (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), которые он создавал, одновременно работая над графической серией «Бегство в Египет», изданной в 1759. Персонажи полотен изображены в современных и фантастических костюмах, но всегда очень конкретно, пейзаж придает сценам идиллический характер.

Отдых на пути в Египет

В картине «Совет Мальтийского Ордена» (1749-50, Городской музей, Удине) проявился интерес художника к изображению современности. Подобный исторический сюжет был неожиданным для мастерской Тьеполо Старшего. Джованни Доменико изобразил сцену заседания Большого Совета во дворце Мальтийского Ордена на Мальте в сентябре 1748, где было подтверждено аристократическое достоинство нобилей города Удине (в память об этом событии и было заказано полотно). Сцена в интерьере трактована художником со всеми историческими подробностями.

Совет Мальтийского Ордена

В ряде ранних станковых произведений: «Лагерь цыган» (1750-53, Картинная галерея, Магонца), «Отплытие гондолы» (1785, частное собрание, Нью-Йорк) и парной к ней «Буркьелло» (Художественно-исторический музей, Вена), «Менуэт в исполнении Коломбины и Панталоне» (середина 1750-х годов, Лувр) — Тьеполо Младший тоже обращается к современным темам, трактуя их с долей иронии и подчеркивая характерное в лицах, жестах, нарядах и ситуациях. Он изображает фрагменты повседневного венецианского быта то с предельной правдивостью, то напоминающими карнавал или театральное действо в пейзаже или в городской среде, но без жеманства рококо. Произведения 1750-х годов позволили ему утвердиться в своей живописной манере, которая получит развитие в росписях паркового павильона («форестерии») виллы Вельмарана.

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

В 1756 Джованни Доменико был избран членом венецианской Академии, что совпало с осуществлением его первой крупной работы в монументальной живописи — участием в росписи виллы Вильмарана вместе с отцом.

Помимо росписей форестерии, он исполнил еще фреску в одном из залов самой виллы. Форестерия в виде небольшой одноэтажной галереи с семью залами по одной стороне была выстроена известным архитектором Дж. Массари в парке. Стены последовательно расположенных залов — Китайского, Сельских сцен, Готического, зала Олимпа, Карнавальных сцен, зала архитектуры и зала путти — были украшены его росписями (за исключением зала Олимпа, где работал Тьеполо Старший). Фрески были исполнены в виде настенных панно горизонтального или вертикального форматов и фресок плафонов.

Умение театрализовать изображаемые события художник унаследовал от отца, но его привлекали не приключения мифологических и исторических персонажей, а сам театрализованный быт венецианской действительности, широкий круг происходящих в ней событий.

Он включает в изображения сцены крестьянского быта (зал Сельских сцен), модной восточной экзотики (Китайский зал), галантные сценки в переданном естественном освещении (Готический зал), эпизоды из городской жизни с акробатами, шарлатанами, гадалками, зеваками (зал Карнавальных сцен).

Его интересует передача характерного в лицах, жестах, антураже всей сцены.

Перенесение основной декорации на стены форестерии, выходящей в парк, свидетельствует о «живописном» понимании пространства, которое благодаря изображению сцен в пейзаже или городской среде словно утрачивает свои естественные границы.

Тьеполо Младший окончательно отходит от создания величественных мифологических образов, ощущая их несоответствие эстетическим и художественным устремлениям времени. В зале Пульчинелл и зале Кентавров художник вводит принцип декорации — бытовые сцены в картинах-панно выглядят фрагментами современной действительности, кадр за кадром открывающейся зрителю. Впечатление временного развития действия усиливает вертикальный формат фресок в зале Пульчинелл («Будка акробатов», «Отдых Пульчинелл», «Влюбленный Пульчинелла») и фризообразная вытянутость росписей в зале Нового мира («Новый мир», «Прогулка втроем», «Менуэт на вилле»). Как декоративная вставка, а не характерный для барокко прорыв в пространство, выглядит написанная на потолке зала Пульчинелл фреска в виде галантной сцены 18 в. («Качели Пульчинеллы»).

Pulcinella on Holiday

Для Тьеполо образ Пульчинеллы, ведущий свое начало от маски комедии дель арте и часто встречающийся в его живописи и графике (серия «Развлечения для детей», частное собрание, Англия), — это скрытый под маской живой собирательный образ, полный иронии и гротеска, несущий в себе социальный смысл. Стихия постоянного превращения персонажей, как в сказках К. Гоцци, ценившего «важность превращений», присуща фрескам зала Кентавров и зала Сатиров виллы в Дзианиго. Наряду с фантастическими существами, здесь изображены актеры, гимнасты, акробаты, вовлекаемые в театральную травестию, заимствованную из театрализованного реального венецианского быта. Мир сказочной фантастики Тьеполо Старшего Джованни Доменико преобразует в новый мир, тоже театрализованный, но полный иронической оценки и тонкого чувства личного постижения. Он окружает себя в росписях виллы воспроизведением сцен окружающего его мира, полных личного ощущения его ритма и понимания его поэзии.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Джованни Доменико Тьеполо был старшим сыном художника Джованни Баттиста Тьеполо

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Felix Reuße: Giandomenico Tiepolo. Die Flucht nach Ägypten. Radierungen. Ausstellung Augustinermuseum Freiburg. Freiburg: Rombach, 2007.
  • Hein-Th. Schulze Altcappenberg: Giovanni Battista Tiepolo (1696—1770) und sein Atelier: Zeichnungen & Radierungen im Berliner Kupferstichkabinett; [Begleitbuch zur Ausstellung des Kupferstichkabinetts anlässlich des 300. Geburtstages von Giovanni Battista Tiepolo, 30. November 1996 — 2. März 1997]. Berlin: Mann, 1996.
  • Les Tiepolo (Giambattista, Giandomenico, Lorenzo) une peintres-graveurs: Les Tiepolo peintres-graveurs est une exposition du Cabinet des estampes, présentée du 4 avril au 26 août 2001, du Musée d’art et d’histoire, Genève. Genève: Cabinet des estampes du Musée d’art et d’histoire, 2001.
  • Giovanni Domenico Tiepolo: die Flucht nach Ägypten; Staatsgalerie Stuttgart, Graphische Sammlung, 29. November 1999 — 5. Februar 2000 / bearb. von Christofer Conrad. Stuttgart: Staatsgalerie, 1999.
  • Heike Frosien Lenz: Sechs Tiepolo-Fresken des Palazzo Porto. In: Tiepolo und das Antlitz Italiens. Remagen 2009. S. 88-101.
  • Виппер Б. Р. Проблема реализма в итальянской живописи XVII—XVIII веков. М., 1966
  • Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002
  • Morassi A. G. Tiepolo, D. Tiepolo. La villa Valmarana. Milano, 1944
  • Mostra del Niepolo. Catalogo, a cura de A. Rizzi. Udine, 1971
  • Tiepolo Giovanni Battista and Tieopolo Giovanni Domenico Exhibition. Washington, 1972
  • G. B. Tiepolo, D. Tiepolo, L. Tiepolo. Exposition. Paris, 1974.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.orgartitaly.rupiplz.ruevropeyskoe_iskusstvo.academic.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: