Утагава Тоёкуни: жизнь и творчество художника

Тоёкуни Утагава (1769, Эдо, ныне Токио, — 1825, там же) — японский график и живописец, представитель школы укийё-э.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Тоёкуни Утагава

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Утагава Тоёкуни родился в Эдо в семье изготовителя деревянных кукол. С юных лет он был связан с театральной средой, особенно с театром Кабуки. Ученик Утагавы Тоёхару — основателя школы Утагава. С 1786 года готовит иллюстрации для сборников популярных рассказов, тогда же пробует себя в станковой гравюре, сделав несколько женских портретов.

Однако свое призвание Тоёкуни нашел в ином жанре. Тоёкуни сосредоточил свой талант художника на театральной гравюре. Его положение в среде театральных художников настолько упрочилось, что он, вытеснив конкурентов, принадлежавших к другим школам и занял ведущие позиции в живописи. С этого времени в театральной гравюре начинает доминировать школа Утагава.

Утвердив свой безусловный авторитет, Тоёкуни позволил себе отойти от театральной тематики и создал ряд очень удачных гравюр с изображением красивых девушек и женщин, детей, жанровых сценок на фоне городского пейзажа. Традиционной для этого периода была серия гравюр «Двенадцать месяцев моды», где женские портреты изображались на бумажной заготовке для веера. Другая серия «Двенадцать диптихов» — была подготовлена им в содружестве с другим учеником Тоёхару — Тоёхиро Утагавой (1773-1828).

Прославился как автор серии ксилографий «Актёры на сцене» (1793—94), виртуозно передающих характерные позы, жесты, особенности сценических ситуаций.

Для творчества Тоёкуни, тяготевшего к плавной повествовательности и манерной грациозности композиций, типичны также многочисленные ксилографии с изображениями гейш.

ТВОРЧЕСТВО

Многие искусствоведы считают, что в подходе к якуся-э у Тоёкуни было не слишком много собственных творческих находок. Он умело пользовался тем, что уже было создано до него, разработано его предшественниками и современниками — Киёнага, Сигэмасу, Эйси, Сяраку, Утамаро. Но можно смело добавить, что у него было собственное видение особенностей жанра, что, в конечном счете, и привело художника к славе.

Он не просто слепо копировал манеру других мастеров гравюры, а пытался выработать собственный стиль.

Тоёкуни изображал артистов в полный рост на светло-серой подложке. Его работы отличает драматичность в пластичности, изящности поз, ярко раскрывавших характерные особенности ролей. Он умел передать характерные позы, жесты, напряженность драматической ситуации. В его изображении актеров нет гротескности Сяраку, Тоёкуни ближе реальный сценический облик актера. Гравюры Тоёкуни отличались реалистичностью. Огромной популярностью пользовалась серия гравюр «Актеры на сцене», включившая в себя сорок листов, подготовленных им в 1794-1795 годах.

iLoveSuicideKabukiWoodcut1800

Серия «Двенадцать диптихов» была подготовлена им в содружестве с учеником Тоёхару — Тоёхиро Утагавой (1773-1828). Эта работа была для них своеобразной творческой вершиной, по которой следует судить о том, чья манера больше понравится зрителю. Однозначно определить победителя в споре не удалось, но это привело к росту популярности всей школы Утагава.

Тем не менее Тоёкуни вернулся к основной своей тематике — актерским портретам, но излишняя специализация сыграла с художником дурную шутку. Спрос на работы был огромен, что вынуждало мастера работать все быстрее и быстрее. Это отражалось на качестве его произведений, которое к концу его творческой карьеры заметно упало. Но к тому времени у школы Утагава было уже несколько талантливых представителей, в том числе Тоёхиро, Кунимаса, Кунисада, Куниёси, которые сохранили и развили традиции и реноме школы. Он занял ведущее место среди художников якуся-э. В этом жанре Тоёкуни удалось вытеснить с главенствующих позиций школы Тории и Кацукавы и придать статус монополии школе Утагавы, которую она удерживала в течение всего ХIХ в.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Настоящее имя — Курахаи Кумакити. Поступив учиться к Тоёхару Утагаве, Кумакити по традиции принял псевдоним, состоящий из фамилии своего мастера и первой части его имени. С 1786 года стал подписывать свои работы как Тоёкуни Утагава. 

Из учеников Тоёкуни наиболее известны Утагава Кунисада и Утагава Куниеси. Но на надгробии Тоёкуни перечислены целых 29 его лучших учеников.

После смерти Утагава Тоёкуни двое из его учеников соперничали между собой за право стать его приемником. Это были тщеславный Кунисада, который считал себя величайшим на земле и Тоёсиге, который был художником посредственным, но имел преимущество, поскольку был женат на дочери Тоёкуни. Вопрос о преемственности строился на том, кто был лучший художник. Однако реальная борьба шла за то, чтобы получить управление над процветающим бизнесом.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Япония от А до Я. Энциклопедия. EdwART. 2009.
  • Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: dic.academic.rubibliotekar.ruzen-designer.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: