Дейвид Уилки: жизнь и творчество художника

Дейвид Уилки (англ. David Wilkie; 18 ноября 1785 — 1 июня 1841) — шотландский живописец.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Дейвида Уилки

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Еще в раннем возрасте у мальчика проснулась любовь к искусствам. К 14 годам молодой человек твёрдо решил стать художником, сообщил о своём желании отцу, а тот очень неохотно, но всё же согласился. Благодаря помощи графа Левена Уилки был принят в Художественную Академию в Эдинбурге, и началось уже систематическое обучение под руководством Джона Грэма.

Из воспоминаний однокашников Дэвида Уильяма Аллана (впоследствии президент Королевской Шотландской Академии) и Джона Бернета можно заключить, что будущий художник обладал не по годам крепким характером. Среди картин периода ученичества особенно выделяются две: на тему из Макбета, «Церера в поисках Прозерпины» и «Диана и Калисто», которая в 1803 году получила премию в 10 гиней от Попечительского Совета академии.

В 1804 году Уилки покидает Академию и решает вернуться домой, чтобы уже начать работать самостоятельно. Он берётся ни много, ни мало за монументальное полотно с изображением традиционной ежегодной городской ярмарки с более чем 140 персонажами, среди которых немало его соседей и членов семьи.

Большую практику художник получил, выполняя частные работы, как правило, портреты, разъезжая по всей Шотландии — от Кингхорна до Абердина.

Весной 1805 года Уилки покидает родные края и уезжает в Лондон. На первых порах ему помогает его дальний родственник сэр Стодарт, производитель фортепиано. Стодарт заказывает молодому художнику несколько портретов, в том числе и свой, и представляет графине Мансфилд. Довольно успешная работа в Лондоне прерывается неожиданной болезнью — лихорадкой, которую художник подхватил во время краткого визита в родную деревню. Несколько следующих работ Мастер выполнил по заказу довольно известных в Англии людей, одна из которых была приобретена за довольно большую по тем временам сумму в 800 гиней.

Успехи Уилки привели к избранию его в ноябре 1809 года ассоциированным членом Королевской Академии, к тому времени самому молодому из когда-либо получавшим это звание за всю историю Академии. В феврале 1811 года художник стал полноправным академиком. На волне успеха Уилки организовывает в 1812 году выставку своих работ, но этот опыт оказался неудачным и повлёк за собой довольно заметные финансовые потери.

В 1814 году художник совершает свой 1-ый визит на континент, и, конечно же, сразу в Париж, в Лувр. Интересные сведения об этом путешествии приводит его друг и попутчик Бенджамин Хейдон на страницах своего журнала. В 1816 году Уилки уже в Голландии и Бельгии в компании с гравёром многих своих картин Раймбахом.

Self-Portrait

В 1822 году Уилки едет на Родину, в Шотландию, и посещает Эдинбург для выбора достойного сюжета при посещении королём Великобритании Георгом IV этого города. Неожиданно выясняется, что здоровье художника оставляет желать много лучшего. С 1825 года он начинает искать по Европе возможные места лечения. Это вынужденное путешествие продлится целых 3 года. Париж, Рим, Флоренция, Прага, Вена, Венеция, Женева, затем даже Испания.

Только в июне 1828 года художник возвращается в Англию. Все работы его этого периода, а он, несмотря на недомогание, много работал, находятся под большим влиянием итальянского и испанского искусства, так полюбившегося ему Веласкеса. Изменение стиля работ Уилки с непониманием встретила критика на Родине. Тем не менее, художник по-прежнему очень известен, а король не забывает в 1836 году произвести его в рыцарский сан.

Осенью 1840 года Уилки решает отправиться в путешествие на Восток. Через Голландию и Германию он достиг Константинополя, где ему пришлось задержаться и написать портрет султана, тем более что разгорелась война в Сирии. Затем художник отплыл через Смирне в Иерусалим, где он оставался в течение почти полутора месяцев. В конце концов через Александрию и Мальту Уилки решает вернуться в Европу, но неожиданно ему вновь стало плохо и прямо во время перехода от Мальты к Гибралтару художник умер утром 1 июня 1841 года.

Похоронен художник был по морской традиции прямо в море, в заливе Гибралтар.

ТВОРЧЕСТВО

Крупнейший шотландский жанрист, Уилки писал также картины на исторические темы и портреты.

Уже первые произведения Уилки имели успех. Его картины, обычно небольшого формата, посвященные деревенской жизни, исполнены непритязательности и искренности. Они не лишены вместе с тем занимательности сюжета, легкой ироничности и характерности.

Billy Waters, mariner and street performer/ beggar 1815

В живописи мастера было и то, что особенно ценил его век, — повествовательность и назидание, некий моральный урок, заключенный в сюжете и раскрытый средствами живописи.

В композициях Уилки ощущается интерес к голландским и особенно фламандским мастерам XVII в. — не случайно его называли «шотландским Тенирсом».

Работы художника отличают большая живость и своеобразная элегантность рисунка. Сильное впечатление на него произвели офорты Рембрандта, он также хорошо знал живопись других европейских стран, с которой знакомился во время многочисленных путешествий на континент.

Его путешествие по Европе в 1825—1828 гг оказалось поворотным в его творчестве. Он испытывает больший интерес к портрету и историческому жанру. Его полотна увеличились в размерах, увеличился масштаб фигур, композиция стала собранней, более четко организованной, строже по рисунку. Даже при обращении к официальным сюжетам ему удавалось наделить персонажей большой долей человечности.

The Irish Whiskey Still 1840

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Уилки, в своё время, по просьбе своего друга академика Уильяма Коллинза стал крёстным отцов его сына. Прошло много лет, крестник вырос и стал знаменитым писателем Уилки Коллинзом.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Lee, Sidney, ed. (1900). «Wilkie, David». Dictionary of National Biography 61. London: Smith, Elder & Co. p. 253 ff.
  • Woodward, John (Ed.). Paintings and drawings by Sir David Wilkie, R.A (1900)
  • Bayne, William, Sir David Wilkie, R. A., (Illustrated with twenty plates, etc.), London : Walter Scott Publishing Co., 1903, (Series: The makers of British art)
  • Gower, Ronald Sutherland. Sir David Wilkie (London: G. Bell and sons, 1902)
  • Pinnington, Edward, Sir David Wilkie and the Scots School of Painters, Edinburgh: Oliphant, Anderson and Ferrier, 1900, («Famous Scots Series»)

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: narod.ruen.wikipedia.orgru.wikipedia.org, evropeyskoe_iskusstvo.academic.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: