Конрад Виц: жизнь и творчество художника

Конрад Виц (нем.  Konrad Witz, ок. 1400, предположительно Ротвайль, Баден-Вюртемберг — 1445 или 1446, Базель или Женева) — немецкий и швейцарский художник.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Конрада Виц

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Швейцарский художник Виц родился в семье ювелиров, выходцев из верхнерейнскои области. Его детство проходило сначала во Франции, а затем в Констанце.

В 1431 он приезжает в Базель, где в 1434 становится членом “Zunft zum Himmel”, корпорации, объединяющей художников, каменотесов, стекольщиков и ювелиров.

Став гражданином Базеля в 1439, он пишет фрески в Корнхаузе.

В 1444, по приглашению одного из влиятельных членов Базельского Собора, кардинала Франсуа де Миса, епископа Женевского, Виц отправляется в Женеву, где исполняет картину для главного алтаря в соборе св. Петра.

Умер Виц в Базеле или Женеве до 1445.

Работы Вица представлены в музеях Базеля, Женевы, Неаполя, Дижона, Нюрнберга, Гента, Берлина, Нью-Йорка.

ТВОРЧЕСТВО

Лишь немногие произведения художника сохранились: 12 из 16 створок полиптиха “Зерцало искупления человечества”, вдохновленной догматом “Specutum humanae salvationis” и написанного в 1435 для собора в Базеле. “Св. Христофор” (Базель, Художественныи музей), четыре фрагмента алтаря из собора св. Петра в Женеве (Женева, .Музей искусства и истории) и три поздних работы, исполненных в период между 1444 и 1446 и принадлежащих одному и тому же алтарю: “Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот” (Базель, Художественный музей), “Благовещение” (Нюрнберг, музей) и “Св. Екатерина и св. Магдалина” (Страсбург, музей собора). Полиптих “Зерцало искупление человечества” включал в себя несохранившееся центральное панно и две двусторонних створки с четырьмя сценами на каждой.

Joachim and Anna in front of the Golden Gate

В Художественном музее в Базеле хранятся пять из восьми панно (“Эсфирь и Артаксеркс”, “Авраам и Мелхиседек”. “Давил и Авессалом” и другие, с изображением на оборотной стороне фигур “Церкви”, “Синагоги”, “Ангела из Благовещения” и “Св. Варфоломея”). Сохранились также два других панно, “Август и Сивилла” и, на оборотной стороне, “Св. Августин” (Дижон, Музей изящных искусств). “Соломон и царица Савская” (Берлин-Далем, музей). Для этого первого произведения Вица как и для “Св. Христофора”, характерна некоторая грубость рисунка, контрастирующая с тонкой игрой света и рельефной выпуклостью. Художник ищет пластической выразительности и, помня уроки скульптуры Клауса Слютера, создает объемные фигуры, напоминающие фигуры “Пророков” из картезианского монастыря Шанмоль в Дюконе. Все детали исполнены со знанием законов перспективы и светотени. Сверкающие доспехи, дорогие ткани, драгоценные камни, эффекты воздушной атмосферы — все это изображено с подлинным реализмом. Шедевром зрелого периода Вица является алтарь св. Петра в Женеве, от которого сохранились лишь две створки, состоящие из четырех панно (“Чудесный улов рыбы”, “Спасение св. Петра”, “Представление кардинала Миса Богоматери” и “Поклонение волхвов”). Все, что было грубого, резкого в предыдущих работах художника, здесь исчезает, уступая свое место подлинной естественности, масштабности композиции и сдержанности художественной экспрессии. Этот алтарь является единственным подписным произведением Вица.

«СВЯТАЯ ЕКАТЕРИНА И СВ. МАГДАЛИНА»

Страсбургская картина выполнена в конце 1430 годов. Витц придумал для своего сюжета самую необычайную композицию.

Он усадил обеих святых почему-то на полу коридора и не позаботился придать их кукольным лицам какое-либо выражение, хотя одна из них протягивает к небу сосуд с елеем, другая же «делает вид», что читает книгу.

Но линии архитектуры на сей раз проложены строже (неужели это опять этюд с натуры или перед нами вымысел?) и массы вылеплены мягче. Почти стереоскопическое впечатление производит уходящий вглубь коридор, оканчивающийся дверью на базельскую улицу. Каким-то даже «современным фокусом» отзывается темное обрамление двери, придающее усиленный свет этому виду, и не без иллюзионистского расчета помещена роза из разноцветных стекол над дверью. Приемы достижения иллюзии, сказывающиеся уже инстинктивным образом в картинах мюнхенского Георгианума, здесь проведены с хитрой системой; так, например, прием перерезывания, «перекрывания» одних предметов другими: алтарь наполовину «запрятан» за колонну, и хочется протянуть руку за этот столбик, чтобы нащупать пелену на алтаре и приподнять подсвечник. И та же иллюзорность, доходящая до фокусничанья, сказывается в сверкающем и бросающем от себя на пол тень колесе (орудие пытки св. Екатерины), в складках одежды (пурпурной и зеленой) «святых дам», в ожерелье и в короне св. Екатерины. Рядом с этим замечается и некоторая сбивчивость в освещении: фигуры и архитектура освещены справа, а колесо сверху; очевидно, Витц брал свои модели в разных местах и не справился с объединяющей переработкой общего. О каких-либо теоретических знаниях перспективы в данном случае не может быть и речи. Вся перспективная иллюзорность основана на наблюдательности и практике.

St. Catherine and Mary Magdalene

«СВЯТОЙ ХРИСТОФОР»

Здесь взят мотив, который нам уже известен по произведению Дирика Боутса: река между скалами.

Однако, несмотря на примитивизм отдельных мотивов, общее поражает здесь грандиозностью замысла и убедительностью в большей степени, нежели позднейшая картина Боутса. Все здесь расступилось, раздвинулось, ушло в ширь и глубь, чтобы передать впечатление полноводной, глубокой реки, по которой только и ходить великану — Христофору. Фон расплывается в сильном свете (ночи, требуемой по легенде, Витц не сумел или не решился изобразить), и далекие берега стушеваны за пеленой атмосферы. Поразительно передана вода; Боутс прибег к более узорчатому приему мелких, чередующихся, как бы вскипающих волн. У Витца же взят более простой и, следовательно, более трудный мотив — спокойной, гладкой поверхности, по которой расходятся широкие плавные круги, производимые шагами Христофора. Этот прием лучше выражает глубину реки, ее величавое, стихийное спокойствие, и страшной представляется опасность, угрожающая святому под непосильной тяжестью чудесного Младенца.

St. Christopher

«ХОЖДЕНИЯ ПО ВОДАМ»

Эта «спокойная красота воды» здесь составляет главную прелесть знаменитого произведения Витца в Женеве.

Здесь тоже чувствуется глубина, опасность в нее погрузиться, захлебнуться в холодной тьме, и вследствие этого тем более чудесно шествование Бога в образе человеческом по зыбкой зеркальной поверхности. Но, кроме того, женевская картина — одна из первых панорамных «ведут» истории искусства. Можно узнать место, откуда писал Витц свой этюд для этой картины — это берег между Женевой и деревушкой Преньи на Areal des Paquis. Мы видим противоположный берег озера: возделанные поля, свайные постройки, небольшие деревушки, замки, плоские холмы, торчащую гору Mфle и, наконец, почти сливающуюся с фоном сверкающую снежную цепь. Поражает и смелость, «современность» всей композиции. Ничего нет подстроенного, приукрашенного. «Вырезок натуры» передан с полной простотой, с полной непосредственностью, лишь несколько сдвинуты холмы. Придется ждать более пятидесяти лет, пока снова в живописи не появятся подобные же «вырезки» — в альбоме Дюрера, но и этот великий и мужественный художник не решится ни разу «допустить» в картину альбомный этюд, сделанный им прямо с натуры.

The Miraculous Draught of Fishes (Peter's altar table)

Исходя из чисто пластической концепции, художник создает живописные творения настолько яркие по  языку, что заставляют признать его как одного из  лучших  художников  своего времени.  Творчество Вица открывает эпоху нового реализма. Он хорошо знал возможности светотени и тщательно прорабатывал даже мельчайшие детали.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Одно время работал в Констанце , в том числе и как резчик по дереву.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • С. Дзуффи. Возрождение. XV век. Кватроченто. — М.: Омега-пресс, 2008. — С. 372—373. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-465-01772-5
  • Konrad Witz. Milano: Fabbri, 1965

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.orgbibliotekar.rukrugosvet.ru, benua-history.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: