Ефим Волков: жизнь и творчество художника

Ефи́м Ефи́мович Во́лков (23 марта [4 апреля] 1844, Санкт-Петербург — 17 февраля 1920, Петроград) — русский живописец — пейзажист, членТоварищества передвижных художественных выставок (1879), действительный член (1895) и академик (1899) Императорской Академии художеств.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Ефима Волкова

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Ефим Ефимович Волков родился 23 марта 1844 года в Петербурге в семье фельдшера. Будущий художник воспитывался в частном пансионе и в петербургской Введенческой гимназии.   В  1866 году Ефим Волков поступил  в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств, где проучился один год.

В следующем  году Волков на правах вольнослушателя посещал Императорскую Академию художеств. Волков  уходит из академии, чтобы вплотную заниматься любимым делом. Все время художник проводит в постоянной работе над совершенствованием своего таланта, создает  многочисленные этюды и рисунки.

В 1871 году Волков создает свою первую картину – «Болото осенью», а в 1872 году представляет  ее на выставке Общества поощрения художеств. Картина произвела неизгладимое впечатление на публику,  и ее тут же отправляют в Лондон, где она получает бронзовую  медаль на Всемирной Лондонской выставке. В 1873 все та же картина удостоена  второй премии на конкурсе Общества поощрения художеств.  

В 1875 году художника вновь ждет успех —  ему вновь присуждают вторую премию выставки Общества поощрения художеств за  картину «На базаре», а в 1877 году он  получает уже первую премию выставки Общества поощрения художеств за картину «В лесу. По весне».

21 марта 1879 года в жизни Ефима Волкова вновь происходит чудесное событие, на общем собрании художников-передвижников его избирают  членом Товарищества и, с   тех пор, он стал выставлять свои работы исключительно на выставках Товарищества.   В период с 1870-х по 1890-е годы  Волков был весьма известным художником. Репродукции его картин печатаю во многих известных столичных журналах.  

Летом 1879 года Ефим Волков вместе с друзьями-художниками предпринял путешествие в Крым. Среди его друзей были  Иван Шишкин со своей семьей и Андрей Шильдер. Художник много работал, часто писал, но его не впечатляла южная природа, его сердце отдавало предпочтение  природе средней полосы России, которую он изображал  с любовью и особым душевным трепетом .

В конце 1880-х и в 1890-е годы Волков путешествовал по Волге. Особенно ему полюбились  места возле города Плеса. В 1888 году по приглашению Великих князей Сергея Александровича и Павла Александровича в качестве художника-пейзажиста совершил путешествие на Ближний Восток.   Из этой поездки  Волков привез несколько пейзажей, которые экспонировались на XVII Передвижной выставке в 1889 году.

В 1895 году Ефим Волков был избран в действительные члены Академии художеств, а в  1899 году «за известность на художественном поприще» ему  присуждено звание академика.

15 января 1902 года в залах Императорской академии художеств в Петербурге открылась выставка двух передвижников, членов Академии художеств – Е.Е. Волкова и В.Е. Маковского. Волков представил на ней 417 полотен,  написанных в период с 1875 по 1901 год.

Умер Ефим Ефимович в 1920 году в Петрограде.

ТВОРЧЕСТВО

Особое место в своем творчестве художник уделял простым людям – крестьянам, их среде обитания, природе, которая их окружает.

«У МОНАСТЫРЯ»

"У монастыря"

За деревьями слева высится монастырь. Он весь белый и является одним из самых светлых на всей картине. Перед зрителем предстает монах, идущий за водой. Сюжет настолько прост. Все происходящее совершенно обыденное, но именно в этом и кроется красота. Человек находил умиротворение в монастыре, но и вся природа вокруг располагала к этому. Она настолько обычна и проста, но при этом невероятно чудесна, поистине грандиозна. Тихое великолепие реки, буйной зелени и величественного неба. В этом мире нет ничего, что бы могло сравниться с красотой природы средней полосы России. Волков использовал в своем творении приглушенные краски. Они максимально естественны, но при этом слегка приглушены. Художник передает сочные оттенки зеленого, красоту летнего неба, особое очарование тихой воды. Максимально четко прописан каменистый берег. Зрителю кажется, что камни объемные. Такой же осязаемой кажется и лестница, которая спускается с холма на берег. Каждая ее ступенька прописана невероятно четко. Фигура монаха достаточно темная, черты его лица нарочито не прописаны, чтобы подчеркнуть типичность его образа.

«ХУТОР»

"Хутор"

Сначала взгляд зрителя привлекает красный дом, а потом он переключается на окружающую природу. Хутор является композиционным центром полотна. Он небольшой, состоит лишь из нескольких построек. Вдали на протяжении всей картины, разграничивая небо и землю, нарисован лес. Легкой дымкой обозначены верхушки деревьев, создавая ощущение его бесконечности. На переднем плане картины, закрывая часть хутора, изображены заросли кустов и молодые ели. Небо покрыто легкими облаками. Справа серой нитью ведет дорога к хутору. Поля изображены крупными мазками, без детальной прорисовки. Художник как будто торопился, не придал значения им. Вот кусты, постройки прорисованы более тщательно. Самым ярким пятном на картине является красный дом с зеленой крышей. Это главное здание в хуторе. Скорее всего здесь живет зажиточная семья, т.к. у них хватило средств на покраску дома и кровли. За домом растут высокие ели. Сам хутор огорожен забором. Картина пронизана легким солнечным светом. Большую часть занимает небо, покрытое облаками. Создается ощущение, что художник особое внимание уделил ему. Небо получилось с характером: своевольное, непокорное, бескрайнее. Художник мастерски рисует лето с его большим многообразием зеленых оттенков. Он предлагает насладиться одухотворенностью родной природы, понять поэзию в ее простоте.

«ЗАКАТ НА РЕКЕ»

"Закат на реке"

На картине запечатлен летний вечер. Солнце практически скрылось за горизонт, раскрашивая последними лучами деревья в красный и желтый цвета. Перед нами спокойная река с низкими берегами, на которых растут деревья. Но нет ни зарослей камышей, ни плакучих ив. В центре картины река расширяется, образуя небольшую заводь. А дальше, огибая берег, она сужается и пропадает из вида за деревьями. На картине чувствуется приближение ночи.

С присущей ему манерой Волков выбрал для картины не помпезный ландшафт, а скромный вид. В картине нет ничего приметного. Но в то же время, узнается родной пейзаж. Пусть он не вызывает восторга, но как-то по-особенному греет душу. 

«ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ»

"Осенний пейзаж"

Шедевр Ефима Волкова «Осенний пейзаж», был создан 1897 году. Изысканность, одушевлённость окружающего русского мира присутствуют в своём совершенстве на полотнах Ефима Волкова. Взор живописца направлен на просторные леса, которые расположились над рекой. Картина качественно показывает раннюю пору осени. Госпожа только собирается хозяйничать в своих владениях. Только в некоторых местах раскрашены деревья необычными тонами красок. По центру видно широту природы, как она зовёт прогуляться в осенний час. Листочки – красноватые, ярко-жёлтые, пылают на горизонте ранних осенних деревьев, которые отмечены тёмным, практически мрачным одеянием сосновых.

Просторная речка гордо и тихо раскинула свои водные потоки. Их лоск не беспокоит дыхание ветра. Водный покров, словно зеркальце, в которое смотрят осенние берёзки, прикинувшие новый осенний наряд. Ярко-жёлтые деревья, показывают образ женщин, какие не так давно были беззаботными и радостны, внезапно увидев свою непередаваемую женскую прелесть.

«ПОЖАР»

"Пожар"

Очень оригинальна и необычна работа русского живописца Ефима Ефимовича Волкова «Пожар». Красный свет ложится на дома, снег и людей, которых мы видим практически черными силуэтами с розоватыми контурами. Вообще, соответствуя названию, главное место в пейзаже занимает яркий пожар. В отличие от него, снег лежит серовато-голубой, а небо абсолютно черное. Но во всей картине интерес вызывают именно люди и реакция каждого из них на пожар. Но почему выбрал именно такое состояние природы? Его волновала не только красота русской земли и веселые элементы жизни крестьянина, но и проблемы, с которыми сталкивался русский народ. Получившийся пейзаж заставляет зрителя погружаться в свою атмосферу, в которой все жители деревни испытывают не панику, но горе и стремление помочь другим.

«МОРЕ»

"Море"

Картина Ефима Ефимовича Волкова «Море» относится к жанру реалистической пейзажной живописи. Сегодня она находится в коллекции Липецкого областного краеведческого музея, где ее в центральной экспозиции может увидеть каждый желающий. Сам художник тяготел к демократическим взглядам, поэтому стремился описывать окружающую природу такой, какая она есть, что, однако, не лишает его картины (а он работал, в основном, в жанре пейзажа) особого мягкого очарования и некоторой загадочности. На рассматриваемой нами картине изображено море, находящееся в состоянии волнения. Четко выписанные пенящиеся волны набегают на тонкую полоску суши, и, кажется, они вот-вот унесут в необъятные просторы воды маленькую деревянную лодочку, стоящую на берегу. Вода мутная, зеленоватого цвета, что также свидетельствует о внутреннем волнении стихии, подымающей на поверхность морской песок, водоросли и мелких обитателей воды. Сверху на великолепие морского взволнованного пейзажа смотрит небо, слегка темное, казалось бы насупившееся. Близко гроза и, возможно, шторм, пока же природа только готовится к этому страшному торжеству своей силы и всемогущества. Картина выполнена крупными мазками, что создает особый зрительский эффект, если смотреть на нее издалека, кажется, что море оживает и совсем близко шумит разбивающимися о берег волнами.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

В семейной жизни, Ефим Волков был весьма счастлив, он очень любил свою жену и дочку. Но в 1884 году в их жизни случилась трагедия. Его дочь умерла. Это событие оставило глубокий след в душе мастера и, безусловно, повлияло на его творчество.  Его картины отражали все горе, таящееся в его душе. Он изображал монахов и старцев, которые сбежали от реального мира, и нашли свой приют за монастырскими стенами. Картины  «Скит», «У Монастыря» пропитаны тем настроением, которое было у художника в те нелегкие для него времена.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Васильева Наталья, Истомин Сергей. Ефим Волков. — Белый город, 2007
  • Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии Худжеств 1764 — 1914

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.orgbibliotekar.ruopisanie-kartin.com

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: