Леонардо да Винчи

Среди титанов Возрождение одно из первых мест по праву принадлежит Леонардо да Винчи. Сила его ума его гениальные научные предсказания, его замечательные технические изобретения, наконец, его большое реалистичное искусство — все это валило в удивление уже людей Ренессанса, склонных воспринимать Леонардо как живое воплощение того идеала всесторонне розвитий личности, о котором мечтали лучшие из мыслителей и писателей XV- XVI веков. 

Творчество Леонардо да Винчи

Интересные факты из жизни художника

Картины Леонардо да Винчи

Библиография и фильмография

Как художник Леонардо да Винчи стоит на грани двух эпохи – раннего и высокого Возрождения. Он подытоживает богатый художественный опыт XV века, и он закладывает основу для искусства XVI века. Леонардо ставит себе целью дать объективное отображение действительности. Но эту действительность он воспринимает уже по-другому. Он ищет обобщенной формы, типичных решений, ясного художественного языка. Его уже не удовлетворяет аналитический реализм XV века, в котором интерес к детали нередко затемнял главное. 

Его интересуют новая задача — усовершенствования психологических средств выражения и более глубокое раскрытие внутреннего мира человека, упрощения композиционного строя, ради достижения большей монументальности, использования светотени, с целью усиления жизненности образов, разработка реалистичного творческого метода и подведение под его прочного теоретического основания. 

Реалист в науке, Леонардо остается реалистом и в искусстве. Но его реализм знаменует более высокую ступни развития. И поскольку для Леонардо процесс художественного обобщения является процессом глубоко сознательным, постольку он выступает прямым предшественником всех больших мастеров высокого Возрождения. 

Особенность творчества Леонардо да Винчи 

Художественное наследство Леонардо да Винчи количественно небольшое. Высказывалась мысль, что его захваты естественной наукой и инженерным делом помешали его плодотворности в искусстве. Однако анонимный биограф, его современник, указывает, что Леонардо «имел замечательные замыслы, но создал немного вещь в краске, потому что, как говорят, никогда не был доволен собой». Это подтверждает и Вазари, в соответствии с которым препятствия лежали в самой душе Леонардо – «наибольшая и самая необычная, именно она побуждала его искать преимущества над совершенством, так что каждое произведение его замедлялось от избытка желаний». 

Леонардо сложился как художник так, вероятно, в значительной мере и как ученый в мастерской Верроккио. Ранние рисунки и картина Леонардо ясно показывают, какой замечательной школой реалистичного искусства была ренессансная мастерская. Здесь все делались для того, чтобы научить из раннего лет правильно рисовать и помочь овладеть реалистичным методом. 

Рисунки Леонардо 70-х лет свидетельствуют о пристальном и внимательном изучении молодым художником натуры. Он зарисовывает лица, которые понравились йому, пейзажи, растения, фигуру животных, она без усталости делает самые подробные этюды драпирований, добиваясь максимальной рельефности в передаче складки, он выполняет поражающие уже на этом раннем этапе своей зрелостью композиционные наброски для картины. Природа во всех своих разнообразных проявлениях уладно волоче его к себе. Он склоняется перед ее странной красотой и совершенством, перед бесконечной разнообразностью ее формы. 

В течение 70-х лет Леонардо выполнил ряд картины, относительно которой доныне идут горячие споры в науке. В мастерской Верроккио применялась совместная работа учителя и учеников над тем же произведением; в связи с этим, естественно, возникают большие сложности при распознавании отдельных художественных почерков. Несколько лет назад наука все-таки склонилась до того, чтобы приписать молодому Леонардо два вещи, которые чаще всего связывали с именем Верроккио. Это «Благовещение» и «Портрет Джиневри где Бенчи». В обоих этой работе Леонардо выступает перед нами еще как типичный мастер XV века, который отдает преимущество подробности перед целым. 

Уже первый флорентийский период деятельности Леонардо, по окончании учебы в Верроккио, отмеченный его попыткой обнаружить свои дарования на многих поприщах: архитектурные чертежи, проект канала, который соединяет Пизу с Флоренцией, рисунки мельницы, сукновальной машины и снарядов, которые приводятся в движение силой воды. К этому же периоду относится его маленькая картина «Мадонна с цветком». 

Когда Леонардо писал ее, ему было двадцать шесть лет. До этого времени художник нашел уже сделанное мастерство в большом искусстве живописи, что он ставил выше всех других. 

«Мадонна с цветком» – это хронологически первая мадонна, образ которой внутренне лишен какой-либо святости. Перед нами всего лишь юная мать, которая играет со своим ребенком. Вечная заманчивость и поэзия материнства. В этом бесконечное очаровывание картины. 

Среди всех искусств Леонардо ставит на первое место живопись. Потому что, указывает он, живописец является «обладателем всякого рода людей и всей вещи». Это – непреодолимое свидетельство глубокой убежденности одного из наибольших живописцев, которые хоть когда-то жилы в мире, в величии и все покоряющий силе своего искусства. 

Мир узнается через чувство, а глаз – обладатель чувств.

«Глаз, – пишет он, – есть глаз человеческого тела, через который человек смотрит на свой путь и наслаждается красотой мира. Благодаря ему душа радуется в своей человеческой темнице, без его эта человеческая темница – истязание».

В день рождения короля пришел поэт и поднес ему поэму, которая восхваляет его доблести. Пришел также и живописец с портретом любимой короля. Король немедленно же обратился от книги к картине. Поэт обиделся: «О, король! Читай, читай! Ты узнаешь что-то куда более важно, чем может дать тебе эта немая картина!» Но король ответил ему: «Молчи, поэт! Ты не знаешь, что говоришь! Живопись служит высшему чувству, чем твое искусство, предназначенное для слепых. Дай мне вещь, которую я мог бы видеть, а не только слышать».

Между живописцем и поэтом, пишет еще Леонардо, такая же разница, как между телами, разделенными на части, и телами цельными, потому что поэт показывает тебе тело часть за частью в разное время, а живописец – полностью в одно время.

А музыка? Опять категорический ответ Леонардо:

«Музыку нельзя назвать иначе, как сестрой живописи, потому что она является предметом слуха, второго чувства, после зрения . Но живопись превосходит музыку и велит ею, потому что не умирает сразу же после своего возникновения, как несчастливая музыка».

Но всего этого мало. Живопись, больше всего из искусств, дает в руку того, кто по-настоящему ею владеет, царственную власть над природой.

Следовательно, для Леонардо живопись – высшее деяние человеческого гения, выше из искусств. Это деяние требует и высшего познания. А познание дается и проверяется опытом.

И вот опыт открывает Леонардо новые пространства, к неизвестному ему в живописи. Он считает, что математика – основа знания. И каждая его живописная композиция плавно вписывается в геометрическую фигуру. Но зрительное восприятие мира не исчерпывается геометрией, выходит за ее рамку.

Заглянув в бездну времени, что есть «истребитель вещи», он увидел, что все изменяется, превращается, что глаз воспринимает лишь то, которое рождается перед им в данное мгновение, потому что в следующее время уже сделает свое неминуемое и необратимое дело.

И ему открылась неустойчивость, текучесть видимого мира. Это открытие Леонардо имело для всей следующей живописи огромное значение. К Леонардо очертанию предметов добывали в картине решающее значение. Линия господствовала в ней, и потому даже у наибольших его предшественников картина кажется временами раскрашенным рисунком. Леонардо первый покончил с нерушимостью, самодостаточной властью линии. И назвал этот переворот в живописи «пропастью очертаний». Светло и тень, пишет он, должна быть резко размежевана, потому что границы их в большинстве случаев неясные. Иначе обида выйдет неловкая, лишенная заманчивость, деревянными. «Дымчатая светотень» Леонардо, его знаменитое «сфумато» – это нежный полусвет с мягкой гамою тонов молочно-серебристых, голубоватых, иногда с зеленоватыми переливами, в которых линия сама становится как бы воздушной.

Масляная краска была изобретена в Нидерландах, но новая возможность, которая таится в их, в передаче света и тени, живописных нюансов, почти незаметных переходов, из тона в тон были в первый раз изучены и до конца исследованы Леонардо.

Картины Леонардо да Винчи

Исчезла лиственность, графическая твердость, характерные для флорентийской живописи кватроченто. Светотень и « очертания, что продают», составляют, по Леонардо, именно замечательное в живописной науке. Но обида его не быстротечна. Крепкий их скелет, и крепко стоят они на земле. Они бесконечно волшебные, поэтические, но и не менее полновесные, конкретные.

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!