Марсель Янко: жизнь и творчество художника

Марсель Янко (ивр. מרסל ינקו‎ англ. Marcel Janco; 24 мая 1895, Бухарест, Румыния — 21 апреля 1984, Эйн-Ход, Израиль) — израильский и румынский художник, архитектор и писатель. Один из основоположников дадаизма. Основатель деревни художников и скульпторов в Эйн-Ход возле Хайфы.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Марселя Янко

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Марсель Янко родился в Бухаресте 24 мая 1895 года в еврейской семье. Параллельно с обучением в средней школе он брал частные уроки игры на фортепиано, а также уроки рисования у румынского художника Иосифа Изера.

В 1915 году начал изучать архитектуру в Политехнической школе Цюриха. В годы учёбы в Цюрихе Янко принимал активное участие в модернистском движении, центром деятельности которого было «Кабаре Вольтер». Это движение призывало деятелей культуры пересмотреть свои позиции в связи с кровопролитной войной, которая шла в те годы. Вместе с членами этого движения Хуго Баллем, Хансом Арпом, Ричардом Хюльзенбеком и Тристаном Тцарой Янко основал в 1916 году новое направление в литературе и искусстве — дадаизм или дада.

В 1921 году Янко отправился в Париж, где пытался убедить своих французских коллег в том, что дада это универсальное направление. Однако его доводы были отвергнуты на том основании, что «всё это Каббала», то есть еврейская мистика, несовместимая с ясностью французского ума. В 1922 году вернулся в Бухарест.

В Румынии Янко основал первое в этой стране модернистское движение, издававшее в 1922–1932 годах журнал «Контимпоранул». Вместе с братом открывает архитектурное бюро и занимается проектированием домов. В свой второй румынский период продолжает увлечённо заниматься живописью и уже в 1922 году открывается его первая выставка в Бухаресте. Как в архитектуре, так и в живописи его творчество находится под влиянием конструктивизма и кубизма. За первой выставкой последовали другие выставки как в Румынии, так и других странах. В настоящее время в Национальном музее искусств Румынии выставлены работы художника.

Согласно книге Давида Гилади, решение о репатриации в Эрец-Исраэль Янко принял ещё в 1936 году. В 1938-м году он впервые побывал в Палестине, а в 1941 году, после первых погромов против евреев в Румынии, перебрался с семьей в Эрец-Исраэль.

Поселился в Тель-Авиве, где работал архитектором в мэрии города и готовил декорации для созданного в 1944 году театра Камери. Он также планировал виллы и участвовал в планировке национальных парков. В 1942 году работы художника были представлены на персональной выставке в Тель-Авиве. В последующие годы участвовал в местных выставках, а также в выставках во всемирно известных музеях Венеции, Парижа, Нью-Йорка и других городов.

Янко был одним из основателей объединения художников «Новые горизонты» и участвовал в его выставках. В объединение входили многие видные художники Израиля того времени, которые отдавали предпочтение абстрактному искусству и оказывали немалое влияние на его развитие в стране.

Возглавляя одно из направлений израильского искусства, Марсель Янко поддерживал тесную связь со своими коллегами, а для многих из них он стал учителем. 17 лет своей жизни он посвятил преподаванию изобразительного искусства в колледже «Семинар Ха-Кибуцим». В 1953 году выступил с инициативой создания деревни художников Эйн-Ход у подножия горы Кармель южнее Хайфы. Янко спланировал место для будущей деревни и поселился там вместе с организованной им группой художников. Со временем в деревне была открыта Центральная художественная галерея, частные мастерские и галереи художников и скульпторов. Янко назвал этот проект «последним действием в духе дада». Позже он участвовал в подготовке музея «Янко Дада», открытого в деревне в 1983 году.Euphoria Dada 1917

Умер Марсель Янко в апреле 1984 года в Эйн-Ходе.

ТВОРЧЕСТВО

Янко – один из основоположников дадаизма. Он был ведущим представителем конструктивизма в Восточной Европе (Eastern Europe).

Trophe 1918

По словам Давида Гилади, динамика работ Янко отражала бушевавшие в нем чувства, однако, в отличие от некоторых своих коллег, художник не намеревался просто «шуметь» при помощи красок, а наполнить работу содержанием.

Bel a Zurich 1917

До конца 1920-х гг. Янко создавал почти исключительно абстрактные произведения, однако они всегда базировались на конкретных формах — человеческие фигуры, цветы, пейзажи. Немногие фигуративные произведения этого периода («Кабаре в Цюрихе», 1916, собрание Мейера, Нью-Йорк) построены на тех же принципах, что и абстрактные работы («Лирическая абстрактная композиция», 1922, частное собрание): резкая линеарность, выявляющая конструкцию; экспрессивность («Белое на белом», 1917, собрание В. Арпа, Париж, или «Композиция с красной стрелой», 1921, собрание Маркуса, Чикаго). В этот период Янко использовал разные техники — живопись, рельеф, коллаж, гравюра.Girl Portrait 1930

С конца 1920-х гг. Янко все чаще обращался к фигуративной живописи, в которой, как и в его абстрактных работах, ощущается одновременное влияние кубизма и экспрессионизма («Натюрморт с фруктами», 1932, частное собрание; «Пасхальные яйца», 1932, частное собрание). В некоторых фигуративных работах этого периода появляется несвойственная ему прежде декоративность («Пляж», 1931, частное собрание) и даже черты отвергнутого им сюрреализма («Пустынный двор», 1935, частное собрание).

В израильское искусство Янко привнес идеи дадаизма, кубизма и абстрактного экспрессионизма. Сам Янко, однако, не придерживался какого-то одного направления; его работы выглядят разными не только в разные периоды, но и в зависимости от темы, к которой он обращается. Так, картины периода Войны за независимость («Крик сирены», 1949, частное собрание, Париж) и произведения, посвященные Катастрофе («Геноцид», 1945, собственность семьи художника), с их динамичной деструктивной формой, построенной на ломаных контурах и резких цветовых мазках, можно определить как символический экспрессионизм. В пейзажах Израиля, написанных в первые несколько лет после приезда, живопись Янко стала фигуративной и повествовательной, палитра высветлилась, появился характерный для израильского ландшафта ярко-синий цвет («Тверия», 1946, частное собрание; «Кафе «Мадждал», 1947, собрание Петера, Тель-Авив).

В конце 1950-х гг. Янко вернулся к абстракции: «Марина» (1957, собственность семьи), «Голубая напряженность» (1960, собственность семьи). Дух международной культуры мирового уровня, которым проникнуто творчество Янко, оказал большое влияние на молодое поколение израильских художников, ускорив назревавший процесс отхода от традиционной изобразительности, властвовавшей в израильском искусстве, и переход на новый, современный язык.

The Three Graces

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Янко является лауреатом Премии имени Дизенгофа (1951 год), Премии Гистадрута (1958 год) и Государственной премии Израиля (1967 год).

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Paul Cernat, Avangarda românească și complexul periferiei: primul val, Cartea Românească, Bucharest, 2007. ISBN 978-973-23-1911-6
  • Ovid Crohmălniceanu, Literatura română între cele două războaie mondiale, Vol. I, Editura Minerva, Bucharest, 1972. OCLC 490001217
  • Vasile Drăguț, Vasile Florea, Dan Grigorescu, Marin Mihalache, Pictura românească în imagini, Editura Meridiane, Bucharest, 1970. OCLC 5717220
  • Dan Grigorescu, Istoria unei generații pierdute: expresioniștii, Editura Eminescu, Bucharest, 1980. OCLC 7463753
  • Susan Valeria Harris Smith, Masks in Modern Drama, University of California Press, Berkeley etc., 1984. ISBN 0-520-05095-9
  • Dalia Manor, «From Rejection to Recognition: Israeli Art and the Holocaust», in Dan Urian, Efraim Karsh (eds.), In Search of Identity: Jewish Aspects in Israeli Culture, Frank Cass, London & Portland, 1999, p. 253-277. ISBN 0-7146-4440-4
  • Barbara Meazzi, «Les marges du Futurisme», in François Livi (ed.), Futurisme et Surréalisme, L’Âge d’Homme, Lausanne, 2008, p. 111-124. ISBN 978-2-8251-3644-7

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.orgpeoples.rueleven.co.ilen.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: