Моис Кислинг: жизнь и творчество художника

Мо́йше (Моисей) Ки́слинг (фр. Moïse Kisling, 22 января 1891, Краков — 29 апреля 1953, Санари-сюр-Мер, деп. Вар) — французский художник Парижской школы, выходец из Польши.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Моиса Кислинга

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Моисей Кислинг родился 22 января 1891 года в Кракове, в Австро-Венгрии (нынешняя Польша), в еврейской семье.

Кислинг начал рисовать в раннем детстве, в 15 лет поступил в Академию изящных искусств в Кракове, где его педагогом был профессор Юзеф Панкевич. Он без труда убедил Кислинга в том, что развить его можно только в наполненном атмосферой творчества Париже, который в то время был центром притяжения художников из разных стран. Моисей Кислинг отправился в Париж в 1910 году с рекомендательным письмом Юзефа Панкевича к своему другу известному еврейскому писателю Шолому Ашу.

С 1890-х годов художники, приезжающие в Париж, начали заселять общежитие на Монмартре, получившее название Бато-Лавуар (Bateau Lavoir), в котором сдавались маленькие ателье. Оно стало прибежищем фовистов и кубистов. С 1900-х годов здесь проживали Андре Дерен, Анри Матисс, Пабло Пикассо, Макс Жакоб, Хуан Грис, Кес ван Донген и другие художники. В 1904 году из Польши приезжают Леопольд Готтлиб и Евгений Зак, в 1905 году – из Германии болгарский художник Жюль Паскин, в 1906 году из Италии перебирается Амедео Модильяни, в 1911 году – из России Марк Шагал, из Литвы приехали и другие выходцы из Белоруссии – в том же 1911 году Михаил Кикоин и Пинхус Кремень, а в 1913 году – Хаим Сутин. В том же 1913 году в Париж приехал Цугухару Фуджита. Художники много общались, устраивали совместные выставки, обсуждали особенности нового художественного языка.

Кислинг, по словам современника, был «осью, вокруг которой крутилось все на Монмартре».

Затем Моисей Кислинг отправился в город Сере (Céret) в Пиренеях, котором в 1905 году работали Анри Матисс и Андре Дерен, и где в результате зародился фовизм. Он провел там около года. Он много общался с другом Пикассо скульптором Маноло Хуго (Manolo Hugué), у которого был дом в Сере.

По возвращении Кислинг решил обосноваться на Монпарнасе. Он снял студию на улице Joseph Bara, 3, в которой и прожил 27 лет. Недалеко от него жили Жюль Паскин и Амедео Модильяни, который переселился из Бато-Лавуар.

С началом Первой мировой войны Моисей Кислинг записался в Иностранный легион и добровольцем отправился на фронт. 11 мая 1915 года в битве при Сомме он был тяжело ранен. За проявленное в боях мужество Моисей Кислинг получил французское гражданство. На этом война для него закончилась.

Весной 1916 года Кислинг познакомился с Рене Грос (Renée Gros), студенткой Академии искусств Рансона. 12 августа 1917 года состоялась их свадьба.

В ноябре 1919 года с большим успехом прошла выставка Кислинга в галерее Дрюэ. Кислинг становится известным, хорошо продаваемым художником.

Когда началась Вторая мировая война, Кислинг снова идет добровольцем на фронт. Франция противостояла гитлеровской Германии в течение 6 недель, и после капитуляции Франции польский еврей Кислинг с семьей вынужден был покинуть свою вторую родину.

Он отправился в США. В Нью-Йорке и Вашингтоне успешно прошли его выставки. Он работает как портретист, получает много заказов. Кислинг обосновался и до 1946 года прожил в Калифорнии.

После окончания войны Кислинг возвращается во Францию, в городок Санари-сюр-Мер в Провансе. Здесь Моисей Кислинг скончался 29 апреля 1953 года.

Наследие Кислинга — не только портреты, но и пейзажи, натюрморты, книжные иллюстрации. Но лучшее из того, что он создал, — образы людей послевоенного, «потерянного» поколения. Самое большое собрание картин Кислинга находится в Женеве, в музее Малого дворца (Musée du Petit).

ТВОРЧЕСТВО

Его манера письма пейзажей напоминает Марка Шагала, но его мастерское изображение женского тела, сюрреалистические ню, и портреты принесли Кислингу широкое признание.

Самым известным из представителей парижской школы был Модильяни, Кислинг был его ближайшим другом и отчасти испытал влияние его живописи. Близкими к нему по настроениям являются произведения Кислинга начала двадцатых годов.

Рене Кислинг

В портрете жены — Рене Кислинг (1921, Кельн, Музей Людвига) художник создает образ молодой женщины, привлекающий своей естественностью и красотой. Она сидит, подперев щеку рукой, и смотрит на зрителя исподлобья большими печальными глазами. Обобщенный контур фигуры художник соединяет с тонкой живописной проработкой различных цветовых зон картины. Фон, на котором изображалась модель, был для Кислинга одним из средств художественного раскрытия образа.

Он рассказывал о том, какое значение имело для него настроение, которым он проникался, приступая к работе над картиной:

«Бедный, несчастный ребенок меня огорчает, и я пишу с тем чувством, которое он мне внушает. Прекрасная обнаженная девушка доставляет мне радость, желание любить, быть счастливым, и я хочу, чтобы даже кусок материи, фон, на котором я ее поставил, выражал бы мою радость».

«Обнаженная на красном диване» (1918, Женева, Музей Пти Пале) — образ чувственной земной женской красоты."Обнаженная на красном диване" 1918

 

Блюдо с яблоком и грушей на первом плане, груда подушек позади лежащей женщины, пестрое покрывало на ее ногах создают насыщенную цветом пространственную среду, служащую оправой для сияющего, как драгоценность, золотым светом обнаженного женского тела.

Интерьер, натюрморт часто играют важную роль в произведениях Кислинга. В раннем портрете друга художников, поэта и драматурга Жана Кокто представлен подробно весь немудреный облик парижской мансарды — дощатый пол, занавес у входа, пара кресел, круглый столик, а за окном — крыша и небо с облаками. Кокто сидит в красном кресле сжавшись, сосредоточившись — юноша с черными миндалевидными глазами и черными, как смоль, волосами — вся его творческая жизнь впереди. «Кики с Монпарнаса» — портрет, написанный в 1925 году (Женева, Музей Пти Пале), — образ парижанки скромно, но броско одетой — в красный джемпер с голубым фуляром на шее. На ее круглом личике выделяются огромные глаза и ярко накрашенный алый рот. Она смотрит куда-то вдаль, мимо зрителя, задумавшись о чем-то своем.

Творчество Кислинга, в котором главную роль играло созвучие между настроением художника и его моделей, связано с экспрессионистической тенденцией в искусстве мастеров парижской школы.

Но если у его товарищей, как, например, у Сутина, черты экспрессионизма проявлялись в почти гротесковой заостренности образов, то у Кислинга они обретают лирическую, поэтическую трактовку. Его склонность к определенной идеализации модели впоследствии помогла ему упрочиться в роли модного портретиста, писавшего светских дам и актрис.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

12 июня 1914 года состоялась дуэль Кислинга с его товарищем польским художником Готтлибом, в которой, разумеется, решался вопрос чести. Секундантом Готтлиба был мексиканский художник Диего Ривера. Дуэль происходила на окраине города при большом скоплении народа, не исключая и репортеров. Дуэль прекратилась только после первой крови, оба дуэлянта получили легкие ранения. Снимки и репортажи о дуэли были напечатаны во многих газетах и журналах.

Он всегда много работал. В отличие от других художников, его рабочий день был жестко регламентирован – начинался в 9 утра, когда приходили позировать модели, прерывался на обед, который совместно с друзьями проходил в Ротонде, Доме или Куполе, затем снова работе, вечером снова встречи с друзьями, теперь во время ужина.

Кислинг был очень дружен с Модильяни, и так случилось, что именно ему пришлось заниматься организацией похорон Амедео, умершего 24 января 1920 года в результате воспаления легких. С помощью Конрада Мориканда он снял посмертную маску Моди.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Gabory G. Moïse Kisling. Paris: Gallimard, 1928
  • Charensol G. Moïse Kisling. Paris: Éditions de Clermont, 1948
  • Kisling centenaire. Paris: ADAGP, 1991
  • Kisling i jego przyjaciele/ Barbara Brus-Malinowska, Jerzy Malinowski, eds. Warszawa: Muzeum Narodowe w Warszawie, 1996
  • Osvaldo Patani O., Farsetti F. Soutine, Kisling, Utrillo e la Parigi di Montparnasse. Prato: Farsettiarte, 2003
  • Арто А. Выставка Кислинга// Пространство другими словами: Французские поэты XX века об образе в искусстве. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005, с.39
  • К.Богемская “Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год”. М.: Советский художник, 1990.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.orgmodernartconsulting.ruart-100.ru, sovcom.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: