Густав Климт

Родным городом Густава Климта была обольстительная Вена, которая стояла на пороге нового века, названного «прекрасной эпохой». Двухмиллионный город, четвертый за величиной в Европе, был свидетелем беспрецедентного расцвета культуры. Художники и мыслители развили удивительную способность к творчеству, которая стояла на грани традиций и Модерн, разрываясь между реальной деятельностью и иллюзией. Знаменитые венцы, в частности Зигмунд Фройд, Отто Вагнер, Густав Малер и Арнольд Шенберг, превращали Вену в «лабораторию откровений», поздний цветок, последний всплеск творения, перед упадком.

Сливки буржуазного мира, известные своей претенциозностью, роскошными пирами, необычной тягой, к удовольствию, имели большое влияние на формирование венской культуры. За стенами этой «лаборатории» формировалось и творчество Густава Климта. Его воображение доверху наполнялось жизнью и острым ощущением смерти; традиционное и современное переплеталось, совмещая мир, который отходил, с миром, который возникал. Нет ничего более прекрасного, чем рассматривать его чувствительную живопись, калейдоскопическую композицию работ, богатство орнамента, и пробовать отгадывать тайны его картин. Но зритель находится в плену основной темы творчества Климта — красоты женщины. Климт дерзнул на откровенную демонстрацию сексуальности в искусстве, сделал ее лейтмотивом своего творчества еще задолго до экспрессионизма и сюрреализма. Томная и в то же время экзальтированая атмосфера Вены четко стимулировала художника поставить женщину и эротику в центре произведения.

Происхождение Климта мало большое влияние на развитие его искусства. Он родился 14 июня 1862 года в Бумгартени, предместье Вены, и был вторым ребенком из семи детей бедного гравера. Младший брат Густава, Эрнст, также стал гравером, и они часто работали вместе. В 14 лет Густав вступил в Венскую художественно промышленную школу и в течение семи лет под руководством профессора Фердинанда Лауфбергера изучал разные техники — от мозаики к живописи и фреске.

в 1880 году он вместе со своим братом Эрнстом и Францом Матчем выполнил первые официальные заказы: четыре аллегории для дворца Штурани в Вене и декоративная роспись павильона минеральной воды в Карлсбади. В эту эпоху стиль Климта отличался конкретной виртуозностью, основанной в первую очередь на адаптации художественного наследства античности.

«Мы хотим объявить войну стерильной рутине, нерушимому византимизму, всем видам плохого вкуса… Наш «Сецессион» не является борьбой современных художников со старыми мастерами, но борьбой за успех художников, а не лавочников, которые называют себя художниками, но при этом их коммерческие интересы мешают процветанию искусства». Эта декларация Германа Бара, драматурга и театрального критика, духовного отца сецесионистов, может быть девизом основанного в 1897 году «Венского Сецесиону», одним из идейных вдохновителей, президентом (до 1905 года) и духовным лидером которого был Климт.

Молодое поколение художников больше не хотело быть на попечении академизма, они требовали, чтоб их работы выставлялись в соответствующих местах, свободных от «рыночных сил». Они хотели уничтожить культурную изоляцию Вены, пригласить художников из других стран и сделать работы членов «Сецессиону» известными в мире.

в 1898 году в Вене на выставке «Сецессиону» была представлена картина Климта «Фантазия», которую тогда не восприняли венские профессора, а в 1900 году на Всемирной выставке в Париже она получила золотую медаль. Климт воспринял «Философию» как синтез своих представлений о мире и в то же время как поиск собственного стиля. Он не боялся резкой критики и шел дальше своим путем. Единственным ответом оппозиции была картина, которая сначала называлась «Моей критике», а после выставки — «Золотые рыбки». Общественный гнев достиг своего апогея: прекрасная шутливая нимфа на переднем плане выставила на общий обзор свой задик! К счастью, портреты дам из высшего света дали Климту финансовую независимость, то же у него не было потребности угодничать общественным вкусам или следить за тем, как его старательно продуманные и идеально выполненные работы втаптывают в грязь. Творчество Климта возникало в борьбе Эроса и Танатоса, отрицая основные законы буржуазного общества.

1903-й ознаменовался для Климта путешествиями в Венецию, Равенни, Флоренции, и стал началом «золотого периода» для его творчества, который также можно было бы назвать «золотым веком», который начинается с Портрета Фритци Ридлер, написанного в 1906 году, и достигает наивысшей вершины в Портрете Аледе Блох-бауер. Климт, конечно, чувствовал опасность, которая была спрятана в избыточной декоративности. И, невзирая на это, он позлатил и роскошный фон, и изысканное платье дамы. Портреты этих дам принадлежат к самым выдающимся произведениям Климта — он изобразил женщин, которые стоят на пороге нового века, привыкших к роскоши и комфорту, но уже хотят эмансипации. Но именно в момент личного триумфа Климта начали грызть сомнения. Движение «Сецессион», где должен был воплотиться идеал гармонии искусств, оказался утопией. Зарождение экспрессионизма совпало с концом «золотого периода» в творчестве Климта. Он пришел к выводу, что золото склоняет его к жесткой стилизации и делает невозможной передачу всех психологических тонкостей. 

В последнем периоде творчества художника мы видим новую трактовку образа женщины, в частности в портрете Мед Примавеши. Образ юной девушки гармонично совмещается с цветочным орнаментом. Новый стиль Климта был воспринят с увлечением. Цветочные мотивы в его портретах тревожили подсознание, все дамы Вены мечтали иметь портрет его работы. Но события и время оставляли свой отпечаток на творчестве Климта: начало войны «забрало» из пейзажей яркие краски, а наполнил их мрачными и более монохромными, но эта мрачность не коснулась созданных им портретов. В этом году проходит 85 лет со дня смерти Густава Климта, художника, который своей живописью утверждал несколько приемов, которые получили общее признание: квадратный формат, диагональную, часто асимметричную, композицию, орнаментальную стилизацию, проторенные фона, сусальним золотом и серебром… и силу эротики.

Картины Густава Климта

Красота женщины, прославленная золотым величием и богатством красок позволила Климту воспроизвести славу потерянного рая, где человек, осужденный на минутное цветение, может пережить мгновения наивысшего блаженства, прежде чем исчезнет в вечной круговерти природы.

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!