Клавдий Лебедев: жизнь и творчество художника

Клавдий Васильевич Лебедев — (16 октября 1852 — 21 сентября 1916, Москва) — русский исторический и церковный живописец.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Клавдия Лебедева

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в 1852 году в крестьянской семье. Обучение живописи проходил в Строгановском училище и Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Василия Григорьевича Перова и Евграфа Семеновича Сорокина. В 1881 году Лебедев был награжден большой серебряной медалью и получил звание классного художника третьей степени.

Клавдий Васильевич Лебедев писал свои картины в жанре историческом и бытовом, создавал произведения в духе реализма на современные темы и темы русской истории X-XVII столетий. Оставил большое наследие в виде исторических полотен и акварелей со сценами из «домашнего быта» княжеской и боярской Руси. С 1877 года Лебедев участвовал в выставках Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Петербургской Академии Художеств, Товарищества передвижников.

С 1891 года Клавдий Лебедев стал действующим членом художественного объединения Товарищества передвижных художественных выставок. В 1893 году принимал участие во Всемирной художественной выставке в Чикаго.

В 1897 году Клавдий Лебедев был удостоен звания академика живописи, в 1906 году избран действительным членом Академии художеств. Лебедев очень много работал по теме церковной и религиозной живописи. Клавдий Васильевич Лебедев создал иконы для иконостаса болгарской церкви Святого Стефана в Стамбуле. Совместно с художником Алексеем Ивановичем Корзухиным Лебедев расписывал Вознесенский собор в городе Елец. Более ста созданных художником эскизов и рисунков хранятся в собрании церковно-археологического кабинета Московской духовной академии. Оригинальные акварели и рисунки Лебедева также хранятся в музее истории религии.

В 1894-1898 годах преподавал в Академии Художеств в Санкт-Петербурге в должности профессора натурного класса, с 1890 года преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В начале XX века Лебедев иллюстрировал Библию картинами по Священной истории Ветхого Завета. Иллюстрировал русские сказки, сотрудничал с журналами «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация», «Нива». Участвовал в иллюстрации книги «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси». Был штатным художником издательства Ивана Дмитриевича Сытина.

Лебедев Клавдий Васильевич скончался в 1916 году в Москве.

Оригинальные рисунки К. В. Лебедева хранились в музее истории религии.

ТВОРЧЕСТВО

Жанровый живописец, писал в духе реализма на темы русской истории X—XVII веков. Оставил большое наследие в виде исторических полотен и рисунков со сценами из «домашнего быта» боярской Руси.

1870-1880-е гг. в русском искусстве ознаменовались всплеском интереса к отечественной истории, стремлением осмыслить ее в художественных образах. Исторический жанр становится преобладающим и в творчестве К.В. Лебедева. Его привлекает яркий колорит древнерусской жизни, красочность нарядов, архитектура наших старинных городов, эпические характеры людей далекого прошлого. В ученические годы, а именно в 1880 г., он создал картину «Молодой боярин за столом».

Особый интерес вызывали у Лебедева XVI-XVII века. Ими навеяна «Боярская свадьба» — первое его большое историческое полотно, демонстрировавшееся в 1884 г. на XII выставке передвижников. Критик В.В. Стасов посчитал самым привлекательным в «Боярской свадьбе» «типы и характеры, превосходно понятые и выраженные». По мнению историка искусства О. Сопоцинского, художник «предстал в этой картине как законченный мастер исторической жанровой сцены».

Боярская свадьба

Полотно «Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча» (1889) впервые было показано публике в 1891 г. на XIX выставке передвижников. Обратиться к столь масштабной теме художника заставил пример наполненных трагическим пафосом картин В.И. Сурикова. Уйдя от бытописания, он нашел тему в истории древнего Новгорода. В основу картины лег переломный, трагический период в истории Новгорода – падение боярской республики и покорение ее Московским государством. На картине изображен последний момент крушения всякой надежды новгородцев на восстановление самостоятельности их республики. По приказу Ивана III воины увозят в Москву вечевой колокол – символ новгородской вольницы. Огромная площадь заполнена народом. Не в силах что-либо предпринять новгородцы безмолвно провожают колокол. На переднем плане зритель видит лежащих на снегу под стражей новгородцев. Попытавшихся оказать сопротивление воле Московского государя. На первом плане картины изображена и Марфа Борецкая с сыном. Ее лицо, обращенное лицом к зрителю, застывше сосредоточенно. Фигура неподвижна. На картине правительница Марфа видится женщиной, затаившей в себе горечь утрат и кажущейся способной на великие жертвы, на перенесение великих страданий. В «Марфе Посаднице. Уничтожении новгородского веча» К.В. Лебедев, по словам О. Сопоцинского, «проявил свою способность изображать сильные страсти и высокий драматизм переломных исторических событий».

«Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча» 1889

Картины К.В. Лебедева «обладают одним очень ценным качеством — возможностью быстро прочесть композицию. Зритель, даже не зная заглавия, легко улавливает нить рассказа. Малейшая деталь является в картине необходимой и не становится лишней».

Лебедев – «непревзойденный и увлекательный рассказчик».

Иллюстрировал русские сказки, сотрудничал с журналами «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация», «Нива». Участвовал в иллюстрации книги «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси». Был штатным художником издательства И. Д. Сытина.

Изображения соколиной охоты и царских сокольничих, созданные для книги, прославили имя К.В. Лебедева. С тех пор воспроизведение лебедевской версии стало почти хрестоматийным. И по заслугам: композиция торжественной царской кавалькады не только точна по построению, но и предельно живописна.

Для оформления книги помимо обычных иллюстраций художник использовал историзованные и сюжетные инициалы и сложные композиции для составления концовок. В их создании К.В. Лебедев опирался на исторически сложившуюся русскую и западноевропейскую книжные традиции.

Среди самых известных работ К.В. Лебедева – иллюстрации к «Бахчисарайскому фонтану» А.С. Пушкина и «Князю Серебряному» А.К. Толстого. Рисунки К.В. Лебедева публикуются в «Историческом вестнике», в журналах «Нива» и «Солнце России».

Создал иконы для иконостаса болгарской церкви Святого Стефана в Стамбуле. Совместно с А. И. Корзухиным расписывал Вознесенский собор в Ельце. Сто пятнадцать созданных им эскизов и рисунков находится в собрании Церковно-археологического Кабинета Московской духовной академии.

Над реализацией елецкого проекта Константина Тона, известного авторством храма Христа Спасителя в Москве, трудился с 1845 г. архитектор Александр Каминский. В 1877 г. начались штукатурные работы, а потом за дело взялись художники. Поистине титаническая работа длилась шесть лет. Только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ. Верхний купол, паруса настенные росписи над иконостасом верхний ряд икон в самом иконостасе и центральный образ – «Распятие Христа» принадлежат кисти А.И. Корзухина. Остальные настенные росписи и иконы иконостаса выполнены К.В. Лебедевым. Он заполнил два нижних яруса центрального, написал иконы для левого и правого иконостасов, расписал стены и столбы храмовой части собора.

Церковь Святого Стефана в Стамбуле

 Важнейшим этапом в жизни художника стала работа над иконостасом болгарской церкви святого Стефана в Стамбуле. Пострадавшее от пожара деревянное здание церкви в 1890-е гг. было перестроено. И в проектировании и создании нового образа болгарского храма приняли участие армянский архитектор Ховсеп Азнавур, австрийская компания, изготовившая металлические части здания. Колокола для него отливались на ярославской фабрике Петра Оловянишникова, иконостас создавался в московской фирме Николая Ахапкина. А иконы для иконостаса в 1890-е гг. написал К.В. Лебедев.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

В начале XX века иллюстрировал Библию: Лебедев К. В. Картины по Священной истории Ветхого Завета. Вып. 1. — М., 1911—1912. Иллюстрации к Библии К. В. Лебедев создавал в 1908—1909 годах. Из 100 листов для публикации художником были отобраны 43.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. Этюды о художниках / Сост., вступит.ст. и комментарий В. М. Володарского. — М.: Республика, 2001
  • Сопоцинский О. К. В. Лебедев. — М.; Л., 1948
  • Пушкарев В. Незабытые картины. Творчество передвижника К. В. Лебедева (1852-1916) // Наше Наследие. — 1996
  • Карпова Т. Ветхий и Новый Завет в иллюстрациях Клавдия Лебедева. (О серии акварелей (1909) К. В. Лебедева к Ветхому и Новому Заветам из собрания акад. Н. Д. Зелинского) // Наше Наследие. — 1996
  • Аксенова Г. В. «Крепко верил в себя» // Московский журнал. — 2013

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: smallbay.ruru.wikipedia.orgportal-slovo.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Клавдий Лебедев: картины художника



Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Проголосуйте page