Братья Ленен: жизнь и творчество художника

Антуан (Antoine) (ок. 1588 — 25 мая 1648), Луи (Louis) (ок. 1593 — 23 мая 1648) и Матье (Mathieu) (1607 — 20 апреля 1677) Ленен (фр. Le Nain) — французские художники.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни Братьев Ленен

Картины Братьев Ленен

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Французские художники родились в Лане.

Известно, что с 1629 года Антуан с братьями переехали в Париж, где его вскоре зачислили в сен-жерменскую корпорацию художников и он получил звание «художника-мастера». Братья имели общую мастерскую, главой которой по возрасту и положению был Антуан. Они жили все вместе на левом берегу Сены, столь отличном от официального правого берега. Здесь шла своя жизнь. Ежегодно устраивались ярмарки, собиравшие разный люд со всей Франции. Тут же была колония фламандских художников, с которыми, по всей вероятности, общались и братья Ленен.

В 1648 году Антуан и Луи были приняты в члены только что открывшейся Королевской Академии живописи и скульптуры и удостоены звания «жанровых живописцев». Это свидетельствовало об их известности в то время. 23 мая 1648 года неожиданно оборвалась жизнь Луи, а двумя днями позже умер и Антуан. Таковы скупые сведения о жизни Антуана. Так же немного известно о нем и как о художнике.

По мнению каноника Л’Элле, писавшего в 1711 году «Историю города Лан», Антуан преуспевал «в миниатюрах и портретах «в ракурсе»», Луи — в поколенных и погрудных портретах, а Матье — в религиозной и батальной живописи.

Тот же Л’Элле утверждал, что первым учителем Антуана был иностранный живописец. В. Н. Лазарев предполагает, что им мог быть фламандец, и находит подтверждение этому в несколько тяжеловесном реализме и сочном широком письме, свойственных картинам Антуана. Из четырнадцати подписных и датированных картин братьев Ленен Антуану приписывались четыре.

По мнению ученых, их объединяет: пристрастие к образам детей, статичность композиции, распадающейся на отдельные группы, некоторое однообразие приемов письма, колорит с преобладанием ярких локальных цветов. Таким образом. Антуан считался художником небольшим, на всю жизнь оставшимся провинциалом. Его творчество было в стороне от магистральной линии развития французской живописи XVII века.

Все достоинства произведений Лененов приписывались Луи. Казалось, что «проблема братьев Ленен» решена. Но вот в 1978-1979 годах в Париже открылась большая выставка — плод многолетней работы французских искусствоведов, — на которой впервые были собраны вместе произведения этих художников из разных стран мира. Выставка подвела черту в дискуссии о Лененах. Огромной заслугой ученых было то, что они резко разграничили картины, написанные самими Лененами, от их копий и подражаний.

В результате был сделан вывод: искусство братьев Ленен — продукт коллективного труда и вычленить отдельные индивидуальности не представляется возможным.

ТВОРЧЕСТВО

Своеобразие их искусства, его исключительное место в художественной жизни Франции, несомненно. Одними из первых в европейской живописи братья Ленен воплотили в своих произведениях образы крестьян с позиций истинного гуманизма, без сентиментальной идеализации под «счастливых пейзан», без гротескности.

Крестьяне у Лененов естественны, серьезны, полны чувства собственного достоинства. Ничего подобного ни в литературе того времени, ни в живописи не было.

Картины братьев Ленен вызывают восхищение и своими художественными достоинствами, прежде всего композицией. Непосредственность и естественность поведения людей, изображенных в привычной для них обстановке, за привычными занятиями — работой, трапезой или беседой, — сочетаются со сложно продуманной композиционной системой, где каждому участнику сцены отведено свое, строго определенное место. Фигуры, расположенные в разных пространственных планах, так, что ни одна не заслоняет другую, тесно спаяны между собой в единое нерасторжимое целое. Все они находятся на одном уровне, подобно героям античных рельефов, и от этого сцена приобретает величественность и торжественность. Такой принцип построения композиции говорит о близости братьев Ленен к господствовавшему в то время классицизму.

«Деревенские сцены Лененов, — писал в XIX веке исследователь их творчества Шанфлери, — обладают строгостью больших композиций Пуссена».

Другое, не менее ценное достоинство картин братьев Ленен — богатство колорита, чувство цвета. Их излюбленная гамма строится на сочетаниях спокойных серых, коричневых и белых цветов с небольшими вкраплениями более ярких красок. Такую мягкость тона, прозрачность, такую выразительность фактуры можно встретить лишь у очень одаренных колористов.

При упоминании братьев Ленен именно Луи Ленен выступает как главная творческая фигура. 

«Трапеза крестьян» 1642

В картине «Трапеза крестьян» (1642, Париж, Лувр) выделены три главные фигуры. В центре хозяин дома, белокурый мужчина с прозрачными глазами и усталым лицом. Сидящие рядом двое в лохмотьях — это бродяги, с которыми крестьянская семья разделяет свою трапезу. Остальные персонажи — молчаливая крестьянка, мальчик со скрипкой и два других мальчика, один из которых, прелестный и большеглазый, грустно и неотступно смотрит на зрителя из глубины комнаты, — составляют своего рода окружение для основных действующих лиц. Каждый поглощен своими мыслями, не связан общим действием, никто не смотрит друг на друга. Но Ленен умеет объединить своих внешне бесстрастных героев общностью настроения и восприятия жизни. Не скромная трапеза здесь связывает людей, а какое-то общее состояние, затаенное раздумье.

«Семейство молочницы»

Там, где мастер изображает сцены на открытом воздухе, преобладает светлый серебристый колорит. Одна из самых известных его картин — «Семейство молочницы» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Раннее, овеянное туманной дымкой утро, крестьянская семья отправляется на рынок. Пластически законченные фигуры четко выступают на легком воздушном фоне. Художник с теплым чувством изображает молочницу, состарившуюся от труда и лишений, усталого крестьянина, толстощекого рассудительного мальчугана, хрупкую, не по годам серьезную девочку. Сзади — широкая долина, далекий город на горизонте, синее бескрайнее небо. Художник мастерски передает тусклое сияние медного бидона, твердость каменистой почвы, грубую домотканую одежду крестьян, мохнатую шерсть ослика. Гладкое почти эмалевое письмо соединяется со свободной, прозрачной живописью.

Картины Луи Ленена лишены оттенка будничного прозаизма, в них всегда чувствуется что-то значительное. Истинно французский мастер, Луи Ленен внутренне близок к Жоржу де Латуру и Пуссену, хотя и идет своим путем.

В «Отдыхе всадника» (Лондон, Музей Виктории и Альберта) правдива сама ситуация, запечатлевшая разных людей, которые встретились на сельской дороге. Фигуры разобщены, статичны. Кажущаяся фрагментарность простой сцены подчинена лаконичной, строгой, глубоко продуманной и уравновешенной композиции. Среди произведений Луи Ленена эта картина считается наиболее близкой к традиции классического искусства, а образ смеющейся девушки с медным жбаном на голове принято сравнивать с колонной или античной кариатидой.

Мастерство композиции покоряет в картине «Повозка» (1641, Париж, Лувр), великолепной по своей светлой, пленэрной живописи. Образ природы у художника всегда неразрывно связан с жизнью людей. Художник стремится раскрыть своеобразную красоту в обыденных предметах крестьянского обихода.

Неожиданной кажется луврская картина «Кузница», в которой Ленен выходит за рамки традиционных сюжетов. Его герои — кузнец в красной рубахе и окружающая его семья. Они статичны, разобщены, спокойны. Пламя горна наполняет тесную кузницу контрастами света и тени, переданными без караваджистской резкости и смягченными общим, золотисто-розовым тоном. Исходящая от картины напряженность порождена цветовыми пятнами, движением света, затесненностью пространства, энергией мазков. Полотно Луи Ленена — одно из первых образов труда в европейском изобразительном искусстве.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ БРАТЬЕВ ЛЕНЕН

Они были холостяками.

Более известен Луи, ему приписывают преобладающую часть картин из крестьянской жизни. Преобладающую часть миниатюр приписывают Антуану, портреты — Матье. 

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Rosenberg P. Tout l’œuvre peint des Le Nain. Paris: Flammarion, 1993
  • Лазарев В. Н. Братья Ленен. Л.: Искусство, 1936
  • Нерсесов Н. Братья Ленен. М., 1966
  • Каган М. С. Братья Антуан, Луи и Матье Ленен. М., 1972

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.orgart-100.ruart-catalog.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: