Василий Поленов

Творчество Василия Дмитриевича Поленова – одно из самых весомых явления в живописи России второй половины XIX века. Его многогранное мастерство не знало границ. Поленов театральный художник и живописец, музыкант и архитектор.

Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец — Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, — был известным археологом и библиографом.  Мать художника, Мария Алексеевна, писала книги для детей и занималась живописью.

Способность к рисованию была свойственна большинству детей Поленовых, но самыми одаренными были сын Василий и младшая дочь Елена. В будущем они стали знаменитыми художниками.  С детьми занимались профессиональные педагоги из академии искусств. Встреча с одним из преподавателей – Чистяковым П.П. – стала очень важной для жизненного и творческого пути Поленова. Чистяков обучал Поленова и его сестру искусству живописи с 1856 по 1861 год. В то время он требовал от учеников странного изучения натуры. «Натура, — вспоминал впоследствии Поленов, — устанавливалась надолго, и рисунок производился систематически, не условным приемом, а тщательным изучением и, по возможности, точной передачей натуры». Чистяков смог передать своему ученику профессиональный подход к живописи, искусную манеру изображения природы. Поленов смог усвоить то, что искусство может  возникнуть лишь в результате тяжелой и упорной работе.

 В 1863 году, окончив гимназию, вместе со своим братом Алексеем поступает в Петербуржский университет на физико-математический факультет.  Он долго сомневался в своем выборе. Одновременно с учебой он посещает Академию выходки, где с удовольствием обучается строительному искусству, истории утонченных искусств. Также не прекращает занятия музыкой. Он был не только постоянным посетителем оперного театра, но и сам пел в хоре Академии. Поленов на время оставляет учебу в университете и с головой погружается в занятие живописью.  Он сделал правильный выбор, так как его старания принесли ему успех. Поленов оканчивает ученический курс Академии и получает серебряную медаль за этюд. После этого побеждает в конкурсе по выбранной им тематике исторической живописи.

В 1868 году снова становится студентом, но теперь уже юридического факультета.  В 1871 году получает диплом юриста. Поленов стремится создать произведение высокого уровня и стиля. Он хотел прибавить изображению возвышенности.  Многие отмечали большую теплоту ощущения, выраженного Поленовым в образе девочки, которая тянет худенькую руку к Христу.

Прошло несколько лет, и Поленов нашел себя как художник. Василий отправляется на длительное время стажироваться в  Париж, и написал там, в числе другого картину «Арест графини д’Этремон», что обеспечила ему в 1876 г. звания академика. Реалистичные устремления художника, которые укреплялись под воздействием И.Репина и А.Боголюбова, полнее оказались в его тонких пленэрных пейзажах и этюдах. По возвращении на родину Поленов становится убежденным сторонником национально-демократического искусства. Он пишет правдивые, проникнутые любовью к людям из народа портреты пересказчика былины Н.Богданова (в 1876 г.), сельского мальчика Вахромея (в 1878 г.), картину из крестьянской жизни «Семейное горе» (в 1876 г.).

Вернувшись в 1876 г. к России, вскоре отправился на театр русско-турецкой войны, в течение которой заключался официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра 3). По окончанию войны поселился в Москве. После много путешествовал.

Захват Поленова Венецией усиливался из-за того, что она была родиной его любимого художника Пауло Веронезе, что покорил его еще в период учения в Академии выходки. С тех пор захват Веронезе не проходило, становясь, год от года все более осмысленным и целеустремленным. Поленов с его задатками колориста ошеломлял огромный колористический дар венецианского художника, сила его живописи. «Какое тонкое ощущение краски, — увлекался Поленов, — какое необычное умение сочетания и подбора тонов, какая сила в их, какая свободная и широко развернутая композиция, при всем этом легкость кисти и работы, как я ни у кого не знаю!». Преклоняясь перед красотой колорита полотен Веронезе. После проехал в Рим, но он его разочаровал. «Сам Рим… какой-то мертвый, отсталый, отживший, — поделившийся своими наблюдениями Поленов с Репиным. — Существует он … сколько веков, а даже и типичности нет, как в немецких средневековых городах… Нет в нем жизни своеобразной, собственной, а весь он вроде бы существует для иностранцев… О художественной жизни в современном смысле и помина нет, художников много, а толку мало; работают все замкнуто, каждая национальность отдельно от другой, студия их хотя и отомкнутые, но главным образом опять же для богатых заморских покупателей, так что и искусства подгоняются к их вкусу… Римский художник уже в первой своей картине является рутинным имитатором. Старые итальянцы меня тоже не захватывают…». Поэтому в Риме не было создано ни одной картины.

Период пенсионерской командировки помог Поленову понять, что историческая живопись не является его настоящей стихией. Взгляды Поленова безраздельно обратились к пейзажу. Такой был итог его исканий за рубежом.

Гуманистическое дарование Поленова, наконец, раскрывается в свою полную силу и раскрывается именно на русской почве, обнаруживая при этом именно свой русский состав. Его ожидало, овладев пленэрной живописью, добиться при этом полнозвучности и богатства краски, их эмоциональной насыщенности, что и было достигнуто в следующих за «Московским двориком» произведениях, написанных со всем блеском живописного мастерства, — картине «сад Бабушки» и «Заросший пруд».

Например, картина «сад Бабушки» экспонировалась на VII Передвижной выставке в 1879 году. В рецензии на выставку Стасов назвал «сад Бабушки» в числе лучшей вещи, отметив ту, что его отличается «свежестью тонов» живопись. Она действительно, прежде всего, покоряет именно своей живописью. Ее пепельно-серые с сиреневым и голубоватым отливом, бледно-розовые, песочные, серебристо-зеленые всевозможных оттенков тона, гармонично совмещаясь, друг с другом, образуют единственную колористическую гамму. Образ, созданный в картине художником, лишен одноплановости; в нем естественность и гармонично совмещаются разные аспекты восприятия жизни, ее осмысления. Изображает старый барский особняк и его дряхлую владелицу, Поленов, в отличие от Максимова с его картиной «Все в прошлом», ничего не рассказывает зрителю о стиле этой жизни. Это ощущение гармонии и красоты жизни будит в зрителе то светлое и усмиренное  настроение, которым решается его элегическое размышление над сценкой, сохраненной художником.

В картине «московский дворик» автор воспроизвел типичный уголок старой Москвы — с ее особнячками, церковью, заросшей зеленой травой двориками, с ее почти провинциальным стилем жизни. Утро ясного солнечного дня в начале лета (по воспоминаниям самого художника). Легко скользят по небу тучи, все выше поднимается солнце, нагревая своим теплом землю, зажигая нестерпимым блеском купола церкви, подворачивая густую тень… Дворик оживает: торопливо направляется к колодцу женщина с ведром, деловито роются в земле у сарая куры, затеяли суматоху в густой зелени травы ребята, вот-вот двинулся в дорогу запряженный в телегу конь… Эта будничная суматоха не нарушает беззаботную ясность и тишину.

В дальнейшем развитие Поленова-пейзажиста в эпоху 90-х лет неразрывно связано с его жизнью на березе Оки, которая стала в эти годы неисчерпаемым источником его творческого вдохновения. Мечтая поселиться «на природе», Поленов приобрел в 1890 году небольшое имение «Бехово» в бывшем Алексинском уезде, Тульской губернии. Там им был построен по собственному проекту дом с мастерской для друзей-художников. Усадьба была названа «Борок». Выбор нового места для обитания счастливо совпал с направлением творческих поисков Поленова 90-х лет и можно сказать, во многом способствовал успеваемости этих поисков. Природа района содействовала развитию в Поленова поезда к эпическому пейзажу. Художник очень быстро нашел свою тему в пейзаже и с этого момента стал настоящим поэтом Оки.

Последние годы жизни Поленов провел в Борке. Он продолжал постоянно работать, вдохновляясь пейзажами Оки, где были написаны много пейзажи мастера, он собрал художественную коллекцию для открытия общедоступного музея. В настоящий момент там Музей В. Д. Поленова.

Картины Василия Поленова

Восемнадцатого июля 1927 года художник умер в своей усадьбе и был похоронен на кладбище в Бехове.

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!