Рафаель Санти

Рафаэль — его правильно следовало называть Рафаелло Санти — родился 6 апреля 1483 года в Урбино, маленьком горном городе области Маркие, что принадлежал герцогам Ментефельтро. Его отец Джовани Санти был придворным живописцем и поэтом. Насколько можно судить по его произведениям, он был посредственным художником, а его поэтические таланты были еще более скромны. Будучи человеком весьма образованным, он сумел вселить сыну любовь к искусству и изложил ему первые практические уроки живописи. Но эти занятия были непродолжительными поскольку Джовани Санти умер, когда Рафаэлю было одиннадцать лет; за три года до этого он потерял мать. Связки отца при дворе помогли мальчику продлить учебу, и когда он начал пользоваться популярностью семья урбинского герцога оказывала ему поддержку.

По началу Рафаэль учился у местных художников — Еванджелиста и Пьяндимелето и Тимотео Вити. Но став уже достаточно самостоятельным живописцем, он в 1500 году переезжает в Перуджу и поступает в мастерскую умбрийского мастера, который выразил наиболее полно сладкий и лирический идеал красота, которой осеняется умбрийская школа живописи, П.Перуджино1.

Юный Рафаэль наследует учителю, в своих произведениях, но нам выразительные зачатки какого-то нового идеала. Его манера рисования отличается большой изысканностью, особенной легкостью и плавностью ведения линии, оставляя округлые контуры и легкую вуаль штриховки. Делая сначала едва заметный очерк металлическим штифтом или углем, а уже потом рисует пэром таким образом избегая исправлений. В легких, стройных фигурах ангелов, нежно мечтательных лицах святых и милых девичьих обидах — все проникнуто поэзией какой-то волшебной игры, прозрачной бред и искренней задушевности.

Среди первых картин Рафаэля, отмеченных печатью робкого ученичества, одна, в которой яснее выраженные его умбрийские впечатление и устремление его собственного художественного идеала. Это — «Мадонна Конестабиле», написанная им уже после отъезда из Умбрино, но еще мало связанная с последующим подчинением стиля Перуджино. Грустные воспоминания о рано умершую матери, чарующие картины родных мест злились здесь в единственный гармоничный образ, чистую нежную мелодию наивного, но искреннего поэтического ощущения. Этта маленькая картина владеет, однако, той целостностью воплощения замысла, которая станет отличительной особенностью всего творчества Рафаэля.

Флоренция, куда он приезжает в конце 1504 года, уже самостоятельным мастером, чтобы добровольно продолжать свое ученичество в этой высшей художественной школе всей Италии, становится следующий этапом, его деятельности, что сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля.

Первостепенное значение для него мало знакомство с методом Леонардо да Винчи. Вслед за Леонардо он начинает много работать из натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмично сбалансированные, композиционные формулы. В последних флорентийских работах Рафаэля («Положение в гроб», 1507, галерея Боргезе, Рим; «Св. Екатерина Александрийска», ок. 1507-08, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматично взволнованного движения, разработанным Микеланджело.

Рафаэль владел чудодейной способностью учиться и творить одновременно. Он не уставал учиться у более опытных художников потому, что было нужно для развития его собственного мастерства. Он самостоятельно изучает работы видных флорентийских мастеров XV века. Четыре года, проведенного в Флоренции, были для него годами напряженного усовершенствования. Это были плодотворные годы с очень большим количеством заказов. Особенно большую популярность он приобрел благодаря своим «мадоннам». Он становится более земным и человечным, более сложным в передаче нюансов живого ощущения.

За флорентийские годы Рафаель написал не менее пятнадцати картин с изображением мадонн — маленьких и больших, развивающих интимно жанровые и монументальные мотивы. Никогда не повторяясь он искал все новые и новые художественные решения. В его подготовительных рисунках тех лет сохранилось множество очерков, почти каждый из них мог бы стать эскизом для новой картины. Фантазия Рафаэля была неисчерпаемой.

В эти же годы Рафаэль испытал себя и в новом для него жанре — портретной живописи.

При всех решительных изменениях в художественной манере Рафаэля основное направление его творчества в флорентийский период долгое время сохранялось без изменений. Он был художником-лириком в провинциальной Умбрии, таким же он оставался и в Флоренции, где его больше всего ценили как мастера «мадонн». Но чем глубже проникался он идеалами флорентийского искусства, тем сильнее зрелая в нем потребность выразить себя в формах мужественных и драматичных.

В 1504 году он получает заказ на картину «Оплакивания Христа», которую он сначала допускал писать в традициях Перуджино и даже выполнил несколько эскизов. Но оставил этот замысел, а когда в 1507 году вернулся к нему, то начал разрабатывать его как тему драматичную — «Положение в гроб».

Переход от тихих «мадонн» к напряженной динамике «Положения» от простых построений к многофигурной композиции оказался очень резким, и не все в новой картине Рафаэля было безукоризненным, не все обиды — одинаково выразительными.

До конца пребывания Рафаэля в Флоренции в его искусстве все заметнее отражается притяжение к монументально героической выразительности образов. Сравнение картин «Обручения Марии» (1504) и «Положения в гроб» (1507) дает представление о стремительной эволюции Рафаэля к зрелому классическому стилю.

Причина и точное время переезда Рафаэля к Риму не имеют прямых документальных подтверждений. Осенью в 1507 году он на некоторое время едет в Урбино, весной 1508 года он все еще находится в Флоренции, а в январе 1509 года имя его впервые вспоминается в документах в связи с работой в Ватикане. Следует по этому считать, что он приехал в Рим не позже конца 1508 года. Можно также допустить, что он прибыл в Рим, как за несколько лет до того — в Флоренцию, с рекомендациями из Урбино. Это тем более вероятно, если учесть, что новый урбинский герцог, Франческо Мария делла Ровере, был племянником папы Юлия II. Наконец, приглашению Рафаэля мог способствовать и его земляк, всесильный папский архитектор Браманте, который работал над перестройкой и украшением Ватикана.

Здесь 26-летний Рафаэль получает поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца. По-видимому, на первых порах участие Рафаэля в росписи так называемых «станц» Ватиканского дворца было достаточно скромным, потому что здесь уже работали другие, более известные мастера (Браманте, Микеланджело). Но сделано им так понравилось Юлию II, что тот со свойственной ему грубой решительностью приказал фрески, уже написанные другими живописцами или что существовали там еще раньше, сбить, а всю декорацию комнат поручить одному Рафаэлю. Работа, начатая им в конце 1508 года, длительна девять лет: сначала была расписана средняя из трех «станц» — «Станца делла Сеньятура» (1508-1511), потом «Станца д‘Элиодоро» (1511-1514) и в заключение — «Станца дель Инчендио» (1515-1517). На то время, когда приступили к росписи третей «станцы», Рафаэль был настолько занят другими заказами, что мог только наблюдать за работой своих учеников, которые выполнили все фрески. Маловыразительные, эти композиции решительно уступали фрескам два первых «станц», написанным Рафаэлем собственноручно или при его непосредственном участии.

Рафаэль выступает как художник-гуманист, как выразитель светского и реалистичного мировоззрения эпохи Возрождения.

Последние годы своей жизни Рафаэль стал признанным главой всей римской художественной школы. Даже с помощью многочисленный учеников он не успевал производиться в заказами папы и римской знати. Захваченный новыми планами, обширными архитектурными и декоративными работами, Рафаэль, возможно, не замечал творческий кризис, который надвигается на него. Он был богат и вел широкий образ жизни, прибегая к всевозможным удовольствиям. Любимый и такой, который прославляется всеми, он, наверно, был счастлив. Но силы его исчерпались. Непомерная напряженность труда и светские развлечения взорвали его здоровье. Лихорадка, что убила его, оказалась смертельной: 6 апреля 1520 года Рафаэль умер, оплакиваемый всем Римом. Его похоронили в Пантеоне. В тот же день один из современников, сообщая о смерти Рафаэля, написал: «Закончилось его первая жизнь; его вторая жизнь, в его посмертной славе, будет продолжаться вечно в его произведениях и в том, что будут говорить ученые в его хвалу».

Картины Рафаеля Санти

Такой был этот большой мастер Высокого Возрождения.

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!