Илья Репин

Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в г. Чугуеве, Харьковской губернии в казацкой семье. Отец служил в уланском чугуевском полку. Детство Репина прошло в тяжелых условиях военного поселения. Учился он сначала у своей матери, которая держала свободную школу, а затем у приходского дьячка. Позже юноша вступил к корпусу топографов. Страсть к живописи подтолкнула тринадцатилетнего парня вступить на учение к местному живописцу Бунакова. На протяжении трех лет он так усовершенствовался в живописи, которая стала получать заказ на иконописные работы. Летом в 1863 году это позволило Илье Ефимовичу осуществить свою заветную мечту – поехать к Петербурга и поступить в Академию.

1860-ые годы – знаменательный период в российской социальной жизни и в жизни российского искусства. Это начало активного пробуждения общественного сознания. Осенью в 1863 году выпускники Академии искусств во главе з І. Н. Крамским демонстративно выразили свой протест против закоренелых канонов Академии, отказавшись писать выпускную программу на заданную тему. Четырнадцать бунтарей организуют Петербуржскую артель художников. В атмосфере общего подъема студенческих волнений происходило становление взглядов и позиций юного Репина.

Представление Репина о духовной значимости человека, о красоте ее личности, внутреннего мира, нашли наивысший художественное отображение в портретной галерее современников, что ее создал художник. К портретному жанру художник обращался на протяжении всей жизни. Его любопытство в познании человека было неисчерпаемым. Увлечение натурой, острое ощущение неповторимости каждой личности, выраженная позой, жестом, движением, поражающая разнообразие художественного языка, умения отобразить противоположное внутреннее движение человеческой души, ее “диалектику”, – вот, что составляет силу и новизну портретов Репина. Каждый его портрет – полный рассказ о человеке в целом, ее манеру держаться, ее характер и взаимосвязь с миром. Уже ранние портреты художника говорят о нем, как о незаурядном мастере. В портрете брата, В.Е. Репина (1867), какой художник создал в академические годы, он, не обратив внимания на признанные авторитеты, решает задачу создания портретного образа, который привлекает своей юношеской естественностью и жизненностью.

Творческий диапазон художника был неограниченным: от портретов, преисполненных драматизму, а иногда и трагического звучания, к хрупкому изображению детской обворожительности, как в портрете маленькой дочки, или передать все свое душевное тепло, как в картине “Отдых”.

Портретное творчество Репина вбирает у себя и развивает наилучшие традиции российского портретного искусства ХІХ века – романтичную страсть портретов К.П. Брюллова, моральную высоту образов Н.Н. Ге, остроту анализа и психологическую глубину портретов И.Н. Крамского и В.Г. Перовая, опираясь на высокие традиции живописи старых европейских мастеров. В том грандиозном поиске, который происходил в искусстве второй половины ХІХ века, Репину – портретисту принадлежит одно из важнейших мест.

Поступив в Академию искусств (1864р), Репин одновременно становится одним из активных посетителей “четвергових вечерел” артели художников, где рисовали, читали новые книжки и горячо спорили о цели и задачах искусства. В работах, созданных Репиным за годы учебы, можно заметить понятное следование требованиям Академии и одновременное влияние уроков Крамского, который учил художника тесно связывать искусство с жизнью. Вместе с этим уже первые работы молодого живописца доводят его творческую индивидуальность.

Так же в академические годы появилась важная черта творческого метода художника. Широта его интересов, желания охватить все стороны человеческой жизни нашли свое отображение в том, что художник одновременно работал над сюжетами, что, казалось бы, были противоположными по содержанию. В год окончания академии Репин пишет конкурсную программу на обязательный евангельский сюжет “Воскресенья дочки Иаира” (1871), за которую получает большую золотую медаль с правом на шестилетнее заграничное пенсионерство. В то же время его полностью поглощает работа над картиной “Бурлака на Волге” (1870 – 1873), который стал началом его духовной творческой зрелости.

Впервые Репин увидел бурлаков на Неве погожего летнего дня 1868 года. Тогда, пораженный этим зрелищем, он решил написать картину, показав измученных, одетых в лохмотья бурлаков рядом с толпой веселых дачников. Но скоро Репин решает изменить свой замысел. Он отказался от прямолинейного противопоставления, и все внимание отдал бурлакам. Для того чтобы собрать материал, художник дважды ездил на Волгу. В его альбомах появились сотни рисунків. Это были портреты бурлаков, их изображения, в разных ракурсах, виды Волги и просто замальовки местных жителей. За это время он написал огромное количество масляных этюдов, сделал несколько эскизов, подолгу вынашивал каждый образ будущей картины, что после нескольких переработок, весной в 1873 году была завершена.

С силищей убедительности показал Репин одиннадцать бурлаков. Медленно, друг за другом, они словно бы проходят перед зрителем. Разные люди, разные доли. Впереди, как было принято в бурлацких партиях – самые сильные. Первый, кто сразу привлекает к себе внимание, – бурлак с лицом мудреца, с ясным и спокойным взглядом. Прообразом для него служил Канин – священник, человек тяжелой судьбы, которая сохранила даже в бурлацкой лямке душевную стойкость и покой. Его сосед слева – могучий и хороший богатырь, дело, – озлоблен человек с тяжелым взглядом исподлобья (для него позировал матрос Илька). Рядом с ними, еще полными сил – изможденное лицо бессильного человека, который едва держится на ногах. В центре группы – еще совсем юный бурлак, он не привык к лямке, пытается ее исправить, но это ему не помогает. Его жест, которым он (уже в который раз) исправляет лямку, воспринимается почти символическим, по словам Стасова, – “как протест и оппозиция могучої молодежи против безответственной покорности возмужалых, сломленных привычкой и временами.” людей. При работе над этим образом Репин использовал этюды, для которых позировал парень на имя Ларька.

Окончание Академии искусств с золотой медалью позволило Репину поехать за границу совершенствовать свое живописное мастерство. Ведущее место, где он живет и работает – Франция, Париж. Много внимания художник уделяет изучению старых европейских мастеров и пристально всматривается в современное искусство молодых французских бунтарей – импрессионистов. В его отношении к новому искусству есть и недоверие, и сомнение, но российского художника они подкупают умением отобразить естественную живую красоту, передать воздух, солнце. Вместе с большими работами, Репин с увлечением пишет много этюдов. Общение с природой приносит художнику настоящее удовольствие и творческие удачи. Так своей живой непосредственностью, свежестью, живописной насыщенностью привлекает к себе внимание выполненный в Париже портрет двухгодичной дочки Веры.

Но полного удовольствия от пребывания в Париже в Репина не было. Художник полностью уверен, что лишь на родине, в обращении к российской действительности, можно найти самую главную тему.

По возвращении в Россию в 1876 году, начинается тот период в творчестве художника, когда в полную силу раскрывается его могучий талант. Кажется, нет таких тем, сюжетов, жанров, которые были бы невмоготу Репину. На каждой выставке Общества передвижников, членом которого становится художник, появляются его работы. Его картин ожидали, а Репин “зная, что огромное умение его обязывает, что каждая его картина, каждый портрет есть не только его личным снесением, но и возвеличиванием родного искусства, он с терпеливым упрямством вынашивал каждую вещь. Каждая картина, портрет Репина, были событием”, – вспоминал младший современник художника М.В. Нестеров.

Именно по возвращении в Россию, летом в 1876 г. Репин создает одну из самых поэтических своих работ – маленькую картину “На дерновой лаве” – групповой портрет семьи художника. Планер живопись, свободный, полный своеобразной утонченности свидетельствовал о высоком профессионализме молодого художника. А настроением, преисполненным тихой радости и покоя, картина, по-видимому, отображала душевное состояние ее автора, который лишь недавно вернулся на родину после нескольких лет разлуки.

В это же время Репин пишет ранний портрет О.П. Боголюбова. Традиционная схема парадного портрету здесь почти не нарушенная, хотя совсем не парадный, а скорее подчеркнуто будничный вид Боголюбова, изображенного в привычном интерьере своего ателье, словно бы противоречит задаче парадного изображения – выгодно представлять человека, характеризуя ее социальный статус. Кажется, уставший художник едва лишь прервал работу, в его руках палитра и кисти – знакомые атрибуты его профессии. В портрете четко выражено желание создать картину в манере старых мастеров, искусство которых тогда особенно привлекало художника.

Осенью того же года Репин отбывает в Чугуев. Из блестящего Парижу, столичного Петербурга – в далекую глухую провинцию. Выбор оказался на удивление удачным. Репин словно окунулся в теплые края народной жизни. “Свадьба, волостные собрания, ярмарки, рынки, – все это теперь интересно и преисполнено жизнью”, – писал Репин Стасову. Численность образов, сюжетов, новых тем, буквально заполонила художника. Он работал много и очень плодовито.

В действительности здесь, в Чугуеве, окончательно сложилось то направление в его искусстве, которое было намечено еще в “Бурлаках” и дал основания считать Репина художником действительно национальным и глубоко народным.

С конца 70-х годов начинается расцвет творчества Репина. В 1877 г. он написал два замечательных портрета своих земляков-крестьян (“Мужик с плохим глазом” и “Мужичек из робких”). На обоих изображены полностью конкретные люди, но вместе с тем, они имеют значение сборных образов. Картину “Мужичек из робких” считают одним из ярких примеров российского психологического портрета. По внешнему виду бедного крестьянина, безропотного и запуганного, сгорбленного под ударами долі, скрыт сильный, иногда непредсказуемый, характер человека, способного на протест. Не случайно критик В.В. Стасов дал другое название портрету – “Мужичек разбойничек”.

Тогда же Репин создал блестящую живописную работу “Протодиакон”, портрет диакона Ивана Уланова, могучего человека, прожорливого и властолюбивого. “А тип прецікавий! – писал Репин Крамскому. – Этот экстракт наших диаконов, этих львов духовенства, которым ни на крошку не принадлежит ничего духовного, – весь он плоть и кровь, банькуватість, зев и ревет, ревет, без смысла, но торжественный и сильный, как и сам обряд в большинстве случаев.”

Репин работал и в области исторического портрету. В конце 70-х годов, возможно по аналогии к современным ему событиям, его внимание особенно прижимает трагедия сильной личности, люди упрямых характеров, необузданной воли. Такой является царевна София в картине “Царевна София Алексеевна через год после заключения ее в женском монастыри, во время казни стрелков и истязания всей ее прислуги в 1698 г.”. Одно время эта работа визвала множество пререканий. “Я не верю, – писал Стасов, – что она в тот момент остановилась. София ринулась бы стремительно к окну, все тело рвалось бы вперед, словно зверь в клетке, к врагам. Разве это время застигать?” А, по словам Крамского, “София производит впечатление замкнутой в железную клетку тигриці, что полностью отвечает истории”. Это полотно Репина построено с чрезвычайной психологической утонченностью. Работа многоплановая не только за сюжетом, но и за пластичным и колористическим решениями.

Жухлый серебристый свет льется из зарешеченного окна – холодный свет жестокой реальности. В померклом мерцании – силуэт повешенного стрелка – символ поражения Софии. Это неумолимый серебристый свет встречается на полотне с теплым золотистым светом киоту, светом свеч и лампад – светом веры Софии в старую Русь. В этой встрече двух цветных основ – ключ к открытию тайне обворожительности картины.

Очевидно, что в основе всех тематических произведений Репина лежит его блестящий дар психолога. Конечно, при том, что он был выдающимся портретистом.

Вершина портретного мастерства Репина – портрет М.П. Мусоргского (1881). Он был написан в последние дни жизни композитора. Правдивый художник не скрывает ни болезненной отечности лицо композитора, ни неряшливой одежде больного человека. Все лучше всего сосредоточенно в его глазах – задумчива печаль и скрыта мука. В них можно увидеть прежнего Мусоргского, умного, чувствительного, талантливого, человека ясной совести и чистой души.

Портрет замечательно написан – широко и свободно. Удивительный за колоритом, он тонко и точно проделанный за соединением красок розово малиновых и зеленовато серых тонов. Он весь словно бы преисполнен воздухом. Репин использовал все свое знание живописи пленера.

В 1882 году художник пишет второй портрет О.П. Боголюбова, на котором мастер появляется перед нами энергичным, деятельным и целеустремленным, невзирая на преклонный возраст. Благородный профиль четким силуэтом воспринимается на темном фоне, усиливая ясность и значимость портретного образа. Тщательным образом прописано загорелое лицо, обрамленное сединой. Общую серовато коричневую цветную гаму портрета оживляют пятна синего, серого и желтого, проложенные легко и свободно.

По свидетельству Алексея Петровича Боголюбова, этот портрет был написан в его московской мастерской в течение одного трехчасового сеанса. Созданный со скоростью натурного этюду, он очаровывает своим лаконизмом и емкостью характеристик. Отображая характерные для художников-передвижников представления о ценности человеческой личности, портрете О.П. Боголюбова в 1882 году принадлежит к лучшим произведениям Репина.

Наиболее удачными портретами, какие Репин написал в период 1881 – 1887 годы, есть портрет критика В.В. Стасова (1883), композиторов М.И. Глинки, А.К. Глазунова и А.П. Бородина (1887р).

Особенное место среди работ Репина занимают портреты Л.М. Толстого. Художник писал его в течение почти 20 годов, сделал много портретов в карандаше. Наилучший из них был создан в Ясной Поляне за три дня летом 1887р. Писатель изображен спокойно сидячим, с книгой в руке. В нем столько мудрости и настоящего величества, что портрет воспринимается с почти эпической выразительностью.

Период с 1892 до 1901 года Репин проводит в своем имении в Здравнево. “Первобытная жизнь” большого художника начиналась по-селянськи рано: в 3-4 часа утра. “Сбор хлебу, молотьба, косовица, овощи, – все это вместе нахлынуло на нас”, – пишет он донцы Льва Толстого.

Однако Репин не забывает и о творчестве. В Здравнево его искусство набирает новых оборотов: он начал работать на пленере, писать портреты на фоне замечательных пейзажей белорусской земли. Здесь Илья Репин создал известные картины “Белорус”, “Осенний букет”, “Лунная ночь”, и огромное количество других работ, которые теперь находятся в Финляндии, Франции, Америке, Чехии. На них отображена красота этой земли, обиды белорусов, картины, из жизни здравственно.

“Осенний букет” (1892) – это портрет дочки художника Веры, созданный в саду, вблизи усадьбы. Здесь много зелени, которая впрочем, и уступает место желто рыжим осенним краскам. В картине много воздуха и света. Не зря П. Третьяков сразу приобрел “Осенний букет” у художника.

“Белорус” (1892) является также портретом “на пленере”. Красивый парень стоит на мостиках, откинувшись на ограждение. Оказывается, он местный крестьянин Сидор Шавров, с каким Репин дружил. Вообще крестьяне любили художника, хотя он и был для них господином.

По возвращении в Петербург Репин создает портрет Элеоноры Дузе (1891), итальянской драматичной актрисы, которая приехала сюда на гастроли. Выполнен вуглем на полотне, этот портрет принадлежит к лучшим графическим произведениям мастера. В нем злились вместе умение блестящего рисувальника и дар портретиста-психолога.

В 1893 году Репин пишет портрет г. Герарда на заказ Петербуржского совета присяжных поверенных, который украшал зал заседаний до 1917 года, после чего поступил к музею.

Своеобразным итогом пути Репина -портретиста является его многофигурная композиция “Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года” (1901-1903). Огромное полотно было создано в очень небольшой срок. На парадном портрете изображено больше, чем восемьдесят лиц – сановников Государственного Совета, во главе с царем и членами правящего дома. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизов. Выполнены они точно и выразительно. Здесь и ханжа Победоносцев с мертво бледным лицом, и мрачный Дурново, и много других.

При написании картины Репину помогали два его ученика – Б.М. Кустодиев и И.С. Куликов. Впрочем, главное он сделал сам: и беспощадно правдивые характеристики изображенных, и сложное колористическое и композиционное построение всей картины.

Картина была выполнена на заказ, но и здесь Репин остался верным себе, как художник-демократ, беспощадно правдиво описав настоящее лицо высшей российской бюрократии. Широкий, свободный стиль, сила типизации, делают картину вершиной живописного мастерства Репина.

“Заседание государственного совета.” оказалось, в сущности “лебединой песней” Репина. Последние годы жизни большого художника прошли вдалеке от родины. После революции, когда местечко Куоккала под Петроградом, где постоянно жил Репин, отошло в Финляндию, художник очутился за рубежом. Он был старым, больным, душевно одиноким, не должен был сил вернуться на родину. Репин умер в 1930 г. в возрасте 86 годов.

Картины Ильи Репина

Он прожил длинное, преисполненное неутомимого труда и безоглядной преданности искусству жизни. Из 1894 г. в течение десяти лет Репин выкладывал в Академии искусств. В его мастерской занимались Б.М. Кустодиев, К.А. Сомов, Д.Н. Кордовский, И.И. Бродский, И.З Грабарь и много других в будущем известных художников. О своей преданности искусству Репин писал Стасову: “Искусство я люблю больше добродетели. Люблю тайно, ревниво, словно старый пьяница, – неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы я ни развлекался, как бы ни увлекался, чем бы ни наслаждался, – оно всегда и всюду в моей голове, в моих желаниях – наилучших, самых заветных”.

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!