Андрей Рублев

(Пр.. 1360 или 1370 — 1430) 

Имя гениального московского художника-иконописца Андрея Рублева окутано легендами. Частично через мизерность информации о жизни автора, частично через потерю значительного количества его работ. Известно только, что знаменитый художник был монахом и создавал свои шедевры на стенах монастырей, соборов, и отдельных полотнах-иконах. 

Малярное мастерство Рублевая на длинные поколения стала примером искусства иконописи. Ведь наибольшая тайна его творчества крылась в непревзойденном умении — художественном изображении глубины святости. Один из исследователей-искусствоведов пишет: «Искусство Рублева — это результат высоких размышлений и глубоких чувств, ограниченный рамками лаконичных образов-символов, это искусство большого духовного содержания». 

Художник от Бога 

Признанным иконописцем прославленный монах стал еще при жизни. О почете прошлых поколений к мастеру свидетельствует небольшая картинка в одной старой рукописной книге: Рублев по стремянке поднялся на деревянные подмостки, в его руке малярная кисть, а рядом горшок с красками — мастер работает высоко над землей. 

Малоизвестные факты из жизни Андрея Рублева, которые встречаются преимущественно в летописях и литературных трудах современных художников свидетельствуют, что он родился где-то в 1370 году. Еще юношей стал монахом Троице-Сергиевой лавры, где изучал философские труды передовых мыслителей того времени — основателя монастыря Сергея и его учеников. Позже проживал в Спасо-андрониковскому монастыри.

По преданию, Андрей Рублев, был спокойным и покорным монахом. Его жизнь проходила в молитвах, размышлениях и искусстве изображения святых образов. Единственная точная дата из его биографии — это дата смерти художника. Она была вырезана на могильной плите и вовремя скопирована.

Невзирая на то, что при жизни Рублев пользовался незаурядным уважением, после смерти, с годами, его авторитет постепенно начал слабеть. До 20 века никто не знал наверняка, какие именно работы принадлежат кисти монаха — художника. Единственная картина, авторство которой беспрекословно принадлежало Рублеву — «Троица»- со временем изменилась, и судить о стиле ее выполнение было невозможно. Лишь в XX веке благодаря усилиям исследователей и реставраторов современное понимание творчества этого художника наполнилось реальным содержанием.

Достовернее всего, что свои первые шаги в малярном искусстве Андрей Рублев добывал на попечении известного константинопольского живописца Феофана Грека и его учеников. Уже в 1405 году он вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором расписал Благовещенский собор Московского Кремля. К сожалению, до нашего времени сохранились лишь два яруса иконостаса. Исследователи заверяют, что Рублеву принадлежат семь икон праздничного ряда: «Благовещение», «Крещение», «Рождество, Христово», «Стритення», «Преображение», «Воскресенье Лазаря» и «Вход, в Иерусалим». Эти работы свидетельствуют о незаурядном таланте мастера и следовании византийским традициям. От работ других мастеров эти иконы отличаются мягкостью, гармоничностью и таинственной одухотворенностью.

Второе упоминание в летописи об искусстве Андрея Рублева датируется 1408 годом. В это время он работает вместе со своим товарищем Даниилом Черным над фресками Успенского собора во Владимире. Анализ стиля фресок помог ученым определить группу рисунков, выполненных непосредственно Рублевым. Особенностью его работ в этом соборе является полный отход от византийской традиции и создания нового российского стиля росписи. Самой значимой из фресок Рублевая в Успенском соборе является композицией «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости. За мастерством выполнения самыми выразительными являются обиды Христа, Иоанна Предтечи и апостола Павла. 

Приблизительно в то время Рублев создает еще одну выдающуюся икону — копию из прославленного византийского образа «Владимирской Богоматери». В тонком образе Девы Марии выражена красота материнской любви и печаль, в предчувствии трагической судьбы сына. Работы Андрея Рублева во Владимире свидетельствуют, что на тот момент он был уже опытным мастером, который возглавлял созданную им школу живописи. 

1410 год в творчестве Рублевая знаменуется созданием трех икон так называемого «Звенигородского чина» (названного так условно, по месту, где они были найдены): «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». Самая выдающаяся из них икона «Звенигородский Спас». Своеобразное лицо Христа сосредоточено, его взгляд прямой, задумчиво пронзительный. В изображенных чертах угадывается новый этап рублёвской росписи, выражая начало золотого возраста — расцвету иконописи на Руси. Исследователи указывают на стилистическое сходство Спаса с самым ославленным творением Рублева — «Троицей». 

Андреева «Троица»

Наилучшую свою работу Андрей Рублев создал в 1411 году. Ею стала икона «Троица Ветхозаветная (Витхозавитна)», написанная Рублевым в память святого Сергея Радонежского, основателя Троицкой, Лавры. Она предназначалась для деревянного Троицкого собора монастыря. Тема иконы была взята из Ветхого Завета — это визит трех ангелов к усадьбе Авраама и Сары. В Новом завіті образ трех ангелов начал восприниматься как единство трех ипостасей Бога — Отца, Сына и Духа.

Одна из наилучших российских икон передает созвучность трех светлых душ, которые разговаривают между собой в полной тишине. Икона идеально совмещает в себе сложное богословское содержание с незаурядным композиционным мастерством. «Троица» рассчитана на дальнюю и ближнего точку зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков иконы, малярную виртуозность мастера. 

Идея и мастерство изображения «Троицы» побуждала многих художников к созданию чего-то подобного. Однако ни одна из работ не смогла приблизиться к уровню рублёвского творения.

В двадцатом веке Андреева «Троица Витхозавитна», была признана наилучшей работой Рублевая и шедевром мирового искусства иконописи. 

В предчувствии вечности

Считается, что Андрей Рублев расписывал Рождественский собор в Савино-сторожевскому монастыри под Звенигородом. Тем более что незначительные фрагменты росписи, которые сохранились, приближенные к стилю Рублева.

В середине двадцатых годов пятнадцатого века Рублев вместе с Даниилом Черным руководил росписью Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. К сожалению фрески были потеряны, а в рублёвских иконах того времени сохранилась печаль, — чувствуется возраст художника. Самые известные из его работ: «Крещение», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». Эти иконы отличаются глубиной содержанию, монументальностью образов, красотой силуэтов, гармонической цветной гаммой, которая напоминает его непревзойденную «Троицу».

Последние годы жизни Андрей Рублев провел в Андрониковскому монастыри, где занимался росписью храма Спаса. Из летописных источников мы узнаем, что он также принимал непосредственное участие в строительстве этого храма. К сожалению, последние работы мастера не сохранились.

Картины Андрея Рублева

Андрей Рублев умер 29 января 1430 года в Москве, в Андрониковскому монастыри. Искусство Рублева, который имел огромное количество учеников, считается наивысшим достижением российской живописи XV века.

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!