Фриц Таулов: жизнь и творчество художника

Фриц Таулов (норв. Frits Thaulow, 20 октября 1847 года, Христиания — 5 ноября 1906 года, Волендам, Нидерланды) — норвежский художник-пейзажист, один из наиболее значительных представителей норвежской живописи XIX века.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни Фрица Таулова

Картины Фрица Таулова

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в семье аптекаря. Таулов учился в Академии художеств в Копенгагене у Карла Фредерика Сёренсена с 1870 по 1872 год, затем в 1873—1875 годах в Карлсруэ у Ханса Гуде. Так как Сёренсен был маринистом, то и Таулов начинал с морских пейзажей.

Затем он переехал в Париж, где оставался до 1880 года, и испытал сильнейшее влияние французских импрессионистов. Таулов также часто проводил время в художественной колонии скандинавских художников, основанной Микаэлем Анкером, в датском Скагене на северной оконечности полуострова Ютландия.

В 1880 году он вернулся в Норвегию, где наряду с Кристианом Крогом и Эриком Вереншёллем стал одной из крупнейших фигур художественной сцены Осло, выступавших за самостоятельную ценность искусства и распространением его за пределы круга интересов обывателей.

В 1882 году стал одним из основателей ежегодной выставки современного искусства в Осло, Høstutstillingen («Осенняя выставка»). В Осло Таулов в основном работал над городскими пейзажами, всегда на пленэре, изображая идущих по улицам людей. Кроме того, он получил известность своими зимними пейзажами, изображением снега.

В 1892 году Таулов снова переехал во Францию, а в 1898 году, после путешествия в США, окончательно поселился в Париже. Фриц Таулов был одним из немногих норвежских художников, получивших международную известность, при жизни он был достаточно финансово успешен и выставлялся в престижных галереях.

Умер в Нидерландах в 1906 году.

ТВОРЧЕСТВО

Ледяные зимние пейзажи, необъятное море, яркую осень и восхитительно прозрачные летние деньки, когда самый воздух, кажется, дрожит от зноя, можно видеть на его картинах. Он любит жемчужно-серые, палевые, голубовато-зеленые тона. Освещение почти всегда неяркое — пасмурный или туманный день, сгустившиеся сумерки или ночной мрак, чуть разгоняемый светом из окон.

Художник не всегда акцентирует внимание на подробностях, с особой тонкостью запечатлевая освещенные солнцем снега, стынущие реки, ясное зимнее небо, — да иногда они и не нужны. Подлинное искусство заключается в том, чтобы поймать достойный момент, суметь передать движение и жизнь, — глядя на полотна Фрица, можно ощутить холод снега, неповторимый аромат осенней листвы, и «увидеть» легкий ветерок, запутавшийся в траве на летней лужайке…

Фриц Таулов любил рисовать очень простые сюжеты. Зачастую это были дневные и вечерние виды укромных деревенских уголков Норвегии со стоячими прудами и тихо струящимися речками, со скромными домиками, покрытыми снегом, и с немногими человеческими фигурами, или же виды парижских улиц и пустынных закоулков в городках и селах Нормандии. Однако при этом талантливый живописец выказывал не только виртуозную технику, но и удивительно тонкое чувство природы.

Непосредственность в диалоге с природой для него — самое первое условие творчества. Отсюда — подчеркивание безыскусственности мотива, известная фрагментарность. Вместе с тем Таулова можно назвать и романтиком.

Мы всегда ощущаем взволнованность, приподнятость настроения художника, его любовное отношение к природе, стремление и зрителя заставить увидеть ее красоту.

Это было очень важным в эпоху, когда многие еще не замечали ее своеобразия. 

Начиная с 1890 годов, можно отметить усложнение решаемых им колористических задач, усиление декоративности цвета. Художник внимательно следил за современным ему искусством и то, что отвечало характеру его дарования, стремился включить в свои собственные работы. Таулов достигает большого мастерства, хотя порой создается впечатление, что более всего он уделяет внимание вопросам формы. Постепенно меняется и эмоциональная тональность его произведений. Нередко они становятся загадочно мечтательными, ощущение радости общения с природой часто сменяется сумеречностью.

Пейзажи Таулова считаются классикой норвежского изобразительного искусства.

 

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ

«Золотая осень» (1869 г., Британский национальный музей) является одной из самых ярких работ художника. Ее нельзя сравнить ни с чем, — картина обладает чудесным даром какого-то фантастического воздействия на человека. Вид засыпающей природы, вызывая легкую грусть, буквально преображает душу, заставляя ее обладателя задуматься о своей жизни, а, может быть, и изменить ее…

Golden-Autumn

ВЕЧЕРЕЛО

Картина «Вечерело» (1880 г., частная коллекция) относится к серии городских пейзажей Таулова. Она выполнена в поразительно реалистичной манере, особенно впечатляет передний план с филигранно точно прорисованными деталями берега. На ней изображен один из Венецианских каналов; играющие девочки явно собираются домой, и по ним заметно, как они жалеют, что теплый денек быстро пролетел…

Evening-at-the-Bay-of-Frogner

ГОРНАЯ РЕЧКА

Неброскую красоту Севера Фриц умел изобразить особенно проникновенно. «Горная речка» (1882 г., Париж) является одной из серии его зимних пейзажей; именно она произвела неизгладимое впечатление на парижан. Заснеженный лес сливается с горизонтом, стылая вода вызывает невольную дрожь…

gornnaia

УГОЛОК ВЕНЕЦИИ

«Уголок Венеции» (1894 г., Британский музей) демонстрирует нам, что первым учителем Фрица был не просто художник, а маринист. Виртуозная прорисованность воды в канале и искусное смешение множества оттенков красок дают поразительный результат: хочется протянуть руку и смочить пальцы прохладной влагой…

ugolok-venecii

БУЛЬВАР МАДЛЕН В ПАРИЖЕ

«Бульвар Мадлен в Париже» (1895 г., Парижский музей) необычайно светел, нежен и прозрачен, даже не верится, что это не акварель. Тем не менее, картина написана масляными красками. Здесь нет ни эффектной точки зрения, ни какого-либо известного архитектурного шедевра, однако видя тонкие переливы приглушенной цветовой гаммы и тщательную нюансированность происходящего в сюжете, как-то сразу снимаешь возможный вопрос на тему: « Почему именно это художник стал одним из провозвестников последующего расцвета норвежского искусства»…

madlen

ЛЕТО

«Лето» (1901 г., частная коллекция) выполнено в духе импрессионизма. Такое ощущение, что холст забрызган красками, яркими и радостными; забрызган искусно, таким образом, что невозможно оторвать взгляд от полотна, — чистота и трепетность изображения завораживают, заставляя открывать для себя все новые нюансы созданнного живописцем великолепного в своей скромной неброскости пейзажа.

leto

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ФРИЦА ТАУЛОВА

Признания Таулов добился далеко не сразу, однако серия его зимних видов в конечном итоге произвела впечатление в Париже. Его провозгласили «одним из самых даровитых новаторов ландшафтной живописи, бросивших реалистически воспроизводить или идеализировать природу и устремившихся передавать прежде всего производимое ею настроение»…

Вместе с Э. Вереншёллем и К. Крогом в конце 19 в. возглавил движение за национальную самобытность норвежского искусства.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  • П.П. Гнедич. История искусств: Зодчество, Живопись, Ваяние. [В 3-х т.] Том третий. С.-Петербург. Издание A.Ф. Маркса. [1897]. С.419
  • L. Roger-Milès. Catalogue des tableaux provenant de l’atelier de Fritz Thaulow…: le 6 – 7 mai 1907. Paris. G. Petit, I. Montaignac, 1907
  • Richard M. Thune (preface). Fritz Thaulow. [Exhibition catalog October – November 1985]. New York, Hirschl & Adler Galleries Inc., 1985
  • Vidar Poulsson. Frits Thaulow: 1847 – 1906. Oslo, B.A. Mathisen, 1992
  • А.В. Познанская (автор проекта), Н.А. Кузнецова, Т.Н. Носович, А.В. Познанская, Е.П. Ренне (авторы статей). «Страна живительной прохлады». Искусство стран Северной Европы XVIII – начала XX века из собраний музеев России. (Дания, Исландия, Норвегия, Швеция). Каталог. М., Министерство культуры Российской Федерации и др. 2001
  • Thaulow (Fritz ou Frits ou Johan Fredrik) // E. Bénézit. Dictionnaire critique et documentaire des Peintres, Sculpteurs, Dessinateurs et Graveurs. Tome 8. Soane. – Z. [Paris, Saint-Ouen (Seine)], Librairie Gründ, 1966, P.266 – 267
  • Указатель III-й выставки рисунков (Blanc et Noir). Общества Русских Акварелистов. В залах Императорского Общества Поощрения Художеств (Б. Морская, 38). 1895. С.-Петербург. 1895

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.orgelive.com.uaartvek.ru, dic.academic.ru, pv-gallery.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: