Хендрик Тербрюгген: жизнь и творчество художника

Хендрик Тербрюгген(Terbrugghen, Hendrik) (1588–1629), нидерландский художник, один из лидеров караваджизма во внеитальянской живописи.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Хендрика Тербрюггена

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился, скорее всего, в Гааге в 1588. В начале 1590-х его семья переехала в Утрехт.

В начале 1600-х годов учился в мастерской А.Блумарта в Утрехте. В тринадцатилетнем возрасте он испытал влияние маньеризма. В 1604 или 1607 приехал вРим совершенствоваться в искусстве, по предположениям, познакомился с Рубенсом и с Караваджо. Но несомненно, что он внимательно изучал мастерство Караваджо, как и работы итальянских караваджистов (Орацио Джентилески).

На изобразительную манеру Тербрюггена повлияли также Аннибале Карраччи (соперник Караваджо), Доменикино, Гвидо Рени. После возвращения через Милан и Швейцарию в Утрехт (1614) работал вместе с Г. ван Хонтхорстом и другими «утрехтскими караваджистами». В 1616 был принят в Гильдию Святого Луки, в том же году женился.

В 1626 приобрёл в городе большой дом. В 1627 встречался с Рубенсом, приехавшим в Утрехт. Умер во время чумной эпидемии.

Работы Тербрюггена представлены в крупнейших музеях Европы и США.

ТВОРЧЕСТВО

В Италии Тербрюггена привлекло новаторское искусство Караваджо. Обра­щение Караваджо к бытовому жанру и приближение рели­гиозной картины к земной действительности сделали ху­дожника основоположником реалистического направления в искусстве XVII века. Творчество гениального итальянца нашло широкий отклик: в его произведениях живописцам открылись пути создания реалистического искусства, к тому времени ставшего настоятельной необходимостью во всех художественных школах Европы.

Зре­лое творчество художника отмечено большой цельностью. Тербрюгген писал картины на религиозные сюжеты и пояс­ные однофигурные композиции или сцены с несколькими персонажами, изображающие игру в карты, концерты, кава­леров с бокалами вина, женщин с музыкальными инструмен­тами — мотивы, обычные у Караваджо и младших современ­ников Тербрюггена, утрехтских караваджистов Геррита Хонтхорста и Дирка ван Бабюрена. Облик героев Тербрюггена не будничен, почти маскараден — художник обла­чает их в заимствованные у Караваджо и его итальянских последователей живописные наряды с широкими рукавами, в свободное пастушеское платье, в береты, украшенные пыш­ными перьями.

A Laughing Bravo with a Bass Viol and a Glass

Худож­ник строил компози­цию из нескольких крупных, пластически выразительных фигур, выделяющихся на гладком фоне; с помощью интен­сивного контраста света и тени достигал повышенной реаль­ной предметности изображения.

Органично соединил заимствованные из Италии светотеневые эффекты и монументальность композиций с типически нидерландским чувством характерной детали. Хотя и создавал иногда модные в ту пору «ноктюрны», озаренные свечой (таков, к примеру, его хранящийся в Эрмитаже Концерт, 1624), в целом не любил слишком резких световых контрастов, виртуозно используя возможности рассеянного дневного света и размещая обычно фигуры не на темном, а на нейтральном фоне.

Писал религиозные, антично-мифологические и жанровые картины. Тербрюгген удалил отвлеченную риторику и аффектацию, свойственную картинам маньерис­тов. Ограничивая число участников действия основными героями, немногими, точно найденными жестами раскрывая смысл происходящего, характером освещения концентрируя внимание на главном, художник превращает религиозную картину в повествование о событиях из жизни простых лю­дей. Среди его лучших вещей – “Распятие с Богоматерью и святым Иоанном”, “Святой Себастьян под заботой Ирины и ее служанки”, “Спящий Марс”, парные “Смеющийся Демокрит” и “Плачущий Гераклит” (обе 1628, Государственный музей, Амстердам).

Органичнее всего эти две грани дарования Тербрюггена — живописный талант и лиризм — объединялись в изображе­нии музицирующих компаний, придавая «концертам» ху­дожника особую привлекательность.

Ритм силуэтов фигур, повороты, наклоны голов, переданное мимикой лиц и осве­щением настроение обладают музыкальной выразитель­ностью.

С полотен художника как будто доносятся звуки веселой песенки («Концерт», 1626, Государственный Эр­митаж, Ленинград) или мелодия лирического дуэта («Кон­церт», 1628/29, Ледбери, собрание Батхерст). Особой красо­ты выражения достиг Тербрюгген в картине «Флейтист» (1621, Государственные художественные собрания, Кассель). Ме­лодия флейты, которую с серьезной сосредоточенностью вы­водит юноша, кажется материализованной в струящихся потоках дневного света, объединяющих в гармоничный ак­корд светло-желтые, голубые и оливковые тона. Серебрис­тый колорит и созерцательное настроение этого произведе­ния предвещают поэтическое искусство Вермера Дельфтского.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Работа «Волынщик» была продана 29.01.2009 на аукционе «Sotheby’s» за $10,2 млн при эстимейте $4—6 млн.

Bagpipe Player 1624

Живопись Тербрюггена, отличающуюся глубокой меланхолией и драматической силой, высоко ценили Рембрандт, Халс,Вермеер, Рубенс, который считал его лучшим из мастеров Утрехта.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Nicolson B. Hendrick Terbrugghen. London: L. Humphries, 1958
  • Hendrick Terbrugghen in America. Dayton: Dayton Art Institute; Baltimore: Baltimore Museum of Art, 1965

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: krugosvet.ruru.wikipedia.orgartcontext.info

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: