Марк Тоби: жизнь и творчество художника

Марк Тоби (англ. Mark Tobey, 11 декабря 1890, Центервиль, США — 24 апреля 1976, Базель, Швейцария) — американский художник, представлявший северо-западную школу абстрактного экспрессионизма.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Марка Тоби

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Тоби родился в Висконсине, США в 1890 году.

Свои молодые годы он провел на американском Среднем Западе. После краткого обучения в Высшей школе в Хаммонде Тоби пробует себя в разных профессиях в Чикаго, куда переезжает его семья. Работает рисовальщиком сначала в Чикаго, затем в Нью-Йорке, где становится светским портретистом, но зарабатывает на жизнь как декоратор-оформитель и занимается живописью.

В 1923 году он впервые приехал в Сиэтл на американский Северо-Запад. Он также совершил несколько поездок в Европу и на Ближний Восток в 20-е годы.

В 1925 году в Париже он входит в круг американских художников Монпарнаса, а затем отправляется в круиз по Средиземноморью, что дает ему возможность совершить паломничество по святым местам (Акка,Синай).

Разочарованный Парижем, он в 1926 возвращается в США. Он живет в Нью-Йорке и Сиэтле, где продолжает преподавать.

В 1930 Тоби едет в Англию, где останется на семь лет и откуда совершит многочисленные путешествия. В 1931 он посещает Мексику.

В 1934 году он поехал в Китай и Японию. В Китае он встречает своего друга, знакомого по Сиэтлу, китайского художника Тинг Квея,  который учит его искусству акварели и каллиграфии и с которым он увлекается новой стилистикой. Однако универсализм и космизм каллиграфической линии он по-настоящему постигнет лишь в Японии, в буддистском монастыре в Токио, где учится у художника-монаха.

Художественные поиски Тоби заканчиваются лишь в 1935, по возвращении в Америку.

В 1944 художник проводит свою первую персональную выставку в Нью-Йорке,  в гал. Мериан Виллард, где будет выставляться затем каждый год. Его известность растет. Именно в это время интерес к его творчеству проявляет Жанна Бюше, с которой он познакомится еще в Париже.

Тоби был широко признан как в США, где получил многочисленные награды (в частности, нац. премию фонда Гуггенхейма, 1951) и был избран в американскую Академию (1958), так и в Европе, где также в 1958 он полу- чил Гран При Венецианской Биеннале.

В 1960 году переехал в Базель, Швейцария. Он скончался в Швейцарии, в 1976 году.

Его произведения наиболее полно представлены в Нью-Йорке (Музей современного искусства и музей Метрополитен), Лондоне (гал. Тейт) и Париже (Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду).

ТВОРЧЕСТВО

Обращение в 1918 к восточным верованиям предопределило спиритуализм его искусства. Его эволюция от традициционной живописи к поискам ритмов в пространстве продолжалась долгие годы. На его манеру письма серьезное влияние оказало искусство Азии, которое Тоби прилежно изучал во время своей поездки в Китай и Японию в 1934 году.

Как говорил сам художник: «Здесь я почувствовал «каллиграфический импульс».

Художник известен, прежде всего, как основатель стиля «белой записи». Стиль представляет собой нанесение каллиграфических символов белого или светлого тона на абстрактный фон, и состоит из многих тысяч мазков кисти, тесно переплетающихся между собой. Этот стиль стал началом «крытого» стиля, созданного известным американским художником Джексоном Поллоком, которого часто сравнивают с Тоби.

Если тщательно проанализировать работы Тоби, можно прийти к выводу, что при помощи кисти и красок, мастер пытался выразить свое понимание духовной реальности. Об этом также можно судить исходя из названия картин художника: “Ангелы и дьяволы” (1953); “Ночь пророчества” (1956); “Пророческий свет утренней зари” (1958).

Художник умело сочетает яркость фона с изяществом изображения, чтобы переместить зрителя в другое измерение.

Картина “Первая четверть луны” (1953) была написана в белых и желто-зеленых тонах, размещенных на темном фоне. При первом взгляде произведение кажется унылым и нагоняющим тоску на зрителя. Но при внимательном рассмотрении картины, можно заметить наличие сфер красивого сияния и блистающей глубины. Это можно описать как мерцание лунного света. Через некоторое время после просмотра картины, зритель легко обнаруживает себя внутри параллельного мира.

“Первая четверть луны” (1953)

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Марк Тоби был приверженцем религии бахаи. Он стал активным проводником идей бахаи с момента познания этого учения в 1918 году и до конца своей жизни.

Марк Тоби перемещался из одной страны в другую, словно перелетная птица. Он был одним из немногих художников двадцатого столетия, кого можно назвать космополитом и транс-авангардистом.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • «Enzyklopädie des Wissens», Bd.9. — Köln: 1990.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.orgbahaiarc.narod.rubibliotekar.ru, history-of-arts.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: