Доменико Венециано: жизнь и творчество художника

Доменико Венециано (итал. Domenico Veneziano; 1410, Венеция — 15 мая 1461, Флоренция) — итальянский художник флорентийской школы. Полное имя Доменико ди Бартоломео да Венеция. Один из основателей флорентийской школы XV века.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Доменико Венециано

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился около 1410 предположительно в Венеции. О его жизни известно очень мало. Самостоятельно начал работать в 1432 году. В 1439 году приехал во Флоренцию, где и продолжал работать до самой смерти, кроме небольшого перерыва.

Первый документ, относящийся к жизни Доменико Венециано — его письмо из Перуджи, адресованное Пьеро ди Медичи, написанное в апреле 1438 года. В Перудже художник работал в доме семьи Бальони. В 1439 году он уезжает во Флоренцию, где совместно с Пьеро делла Франческа расписывает фреску в церкви госпиталя Санта-Мария-Нуова.

В 1445 году художник по неизвестной причине прекращает работать. Позднее его фрески завершаютАлессо Бальдовинетти в 1461 и Андреа дель Кастаньо в 1451—1453. Весь этот цикл был уничтожен в XVIII веке.

Согласно Вазари после завершения работы над алтарём Маньоли в 1447 году, художник отправляется в область Марке, где совместно с Пьеро делла Франческаработает над фресками церкви Санта-Мариа в Лорето.

Из-за эпидемии чумы Доменико покидает Марке, и возвращается во Флоренцию. Фрески не были завершены, и позднее их уничтожили.

Последняя известная работа художника — фреска в часовне Кавальканти, позднее в церкви Санта-Кроче.В 1566 году церковь перестроили, а фреску перенесли со стены.

После работы над фреской в Санта-Кроче Доменико вместе с Фра Анжелико и Фра Филиппо Липпи в 1454 году вызвали в Перуджу, чтобы консультировать Бонфильи, который расписывал часовню Приора.

В 1457 году Доменико продолжал консультировать художников. Его работ, датированных поздним периодом, не сохранилось. Умер около 1461 предположительно во Флоренции.

ТВОРЧЕСТВО

Творческое наследие Венециано почти не сохранилось.

Сохранились две работы, подписанные Доменико. Одна из них — сильно повреждённая фреска «Дева и дитя на троне» (Лондонская Национальная галерея). Вторая — часть алтаря церкви Санта Лючия деи Магноли, обычно называемая Магноли (1445—1447).

Несомненно, соприкосновение с художественной жизнью Флоренции оказало влияние на творческую манеру Венециано Доменико, перенявшего у флорентийцев величину формы и рациональность композиции. Венециано Доменико обогатил их изысканным колоритом и искусными световыми эффектами, привнёс в итальянскую живопись гармонию мироощущения, холодноватое спокойствие и соразмерность чувств. Творчество Венециано Доминика значительно повлияло на деятельность его ученика Пьеро делла Франческо, занимавшегося, как и учитель, изучением взаимоотношений перспективы, света и цвета.

"Благовещение"

В отличие от современных ему художников флорентийской школы, Доменико Венециано питал активный интерес к колористическим задачам, используя цвет для выражения эмоциональных оттенков. Серебристый тон его картин (“Благовещение”, Музей Фицуильяма, Кембридж) объединяет цветовую гамму, создает ощущение их наполненности светом и воздухом.

“МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ В ОКРУЖЕНИИ СВЯТЫХ”

Произведение было написано Доменико Венециано в период 1445-1447 гг. для алтаря флорентийской церкви Санта-Лючия-дей-Маньоли, находящейся на улице дей Барди.

“Мадонна с младенцем в окружении святых”

Пределла этого прекрасного творения живописи была расчленена и теперь хранится в музеях Вашингтона, Кембриджа и Берлина. Это произведение – один из первых алтарных образов прямоугольной формы.Позолоченный фон, типичный для средневековых полиптихов, отсутствует. Вместо этого художник использует свет, который падает справа сверху и озаряет всю композицию. Использование света – абсолютная инновация для живописи того времени. Архитектурное пространство, изображенное в соответствии с самыми последними открытиями законов линейной перспективы, полно гармонии. В центре композиции изображена Мадонна с младенцем, сидящая на троне. Слева от нее – Святой Франциск и Иоанн Креститель, справа – Святой Зиновий, покровитель Флоренции, и Святая Луция.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

О его жизни известно очень мало. Даже Вазари было известно очень немногое, поэтому его жизнеописание он заполнил сложными теориями и анекдотами.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • W. Bombe, Der Palast des Braccio Baglione in Perugia und Domenico Veneziano, in «Repertorium für Kunstwissenschaft», XXXII 1909
  • L.H. Heydenreich, Il Primo Rinascimento, arte iitaliana, Bur Arte

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.orgrenessans.jimdo.comsmallbay.ru, uffizi.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: