Художественный холст: характеристики, виды, особенности, выбор

4.7/5 - (3 голоса)

Для холстов используется не специальный материал, а различная материя. Они обладают рядом характеристик. Для отдельных техник применяют разные ткани.

У холстов есть ряд достоинств, которых нет у других материалов. Их можно скручивать и перевозить, а это очень удобно при транспортировке картин.

Однако ткань – нежный материал. Она рвется, деформируется, ее можно проколоть. На ткань негативно действует влажность и температура.

К характеристикам холста относят следующее:

  • на прочность влияет состав нити, волокна и вид плетения, а также правильное скручивание;
  • на структуру влияет вид волокон;
  • фактуру определяет плетение, оно бывает мелко-, средне- и крупнозернистым;
  • его вес зависит от вида нитей и плетения (г/кв. м);
  • плотность показывает, сколько нитей содержится в 1 см ткани; чем плотность больше, тем холст более устойчив к повреждениям и прокалыванию, порезам и вытягиванию, а также к разрывам;
  • нити могут состоять из натуральных и искусственных волокон.

Виды холстов

Льняной — изготавливают из льняного стебля. Он имеет серый либо желтоватый оттенок, стойко переносит внешнее воздействие, длительное время хранит первоначальную форму, тем самым сохраняя рисунок. По типу используемые для холстов волокна изо льна состоят из длинных, средних или коротких элементов; два первых более качественные, потому что имеют равномерную фактуру (нет узлов и неровностей). Для суровых холстов используют короткие технические волокна. Такой материал непрочный. Он может порваться и деформироваться. Структура ткани неровная. Перед созданием полотна ее исправляют, используя зачистку, в результате чего нарушается ее прочность. Во время работы краска проникает в утонченных местах и проходит на обратную сторону холста. Данный тип холста лучше не применять в живописи, но из-за привлекательной стоимости его продолжают использовать.

Пеньковый — изготавливают из конопляных стеблей. У него зеленоватый, сероватый, коричневатый либо желтоватый окрасы. Его прочность такая же, как у льняного. Цвет позволяет использовать холст только в технических целях.

Джутовый — делают из джута. Он желтый, с блестящим отливом, деформируется, поэтому в живописи его применяют редко.

Хлопчатобумажный — производят из семенников хлопка. Он кремового цвета. Прочность у него ниже, чем у льняного. Такая ткань хорошо впитывает влагу, к тому же из-за нее она теряет свое качество, подвержена плесени. Хлопчатобумажный холст, долго находясь в подрамнике, провисает. В живописи встречается редко.
Синтетический — изготавливают из полиэстера. Он очень прочный, хорошо переносит воздействие из вне и деформацию. Так как такие технологии появились не так давно, поэтому, как будут храниться картины, не известно.

Комбинированный холст получают при переплетении натуральных и синтетических нитей. Ткань получается максимально прочная. Такой тип ткани пользуется популярностью у художников, хотя у него есть недостаток – разная впитываемость грунтового слоя из-за неоднородности ткани, вследствие чего краска по-разному ложится и портится.

холсты

Основные требования

Холсты, как правило, плотные, небеленые, с ровным плетением нити одинаковой толщины. Узлов на них нет. Они довольно прочные и устойчивы. В их производстве применяют отбеливание, чтобы удалить нежелательный окрас, придать белый цвет и подготовить к окрашиванию. В этих целях используются растворы кислоты и щелочи, окислители и восстановители. Так художественный холст становится менее прочным.

Плотный материал с интенсивным плетением нитей не сильно повреждается от действия влаги.

У него лучше качество красочного слоя, по сравнению с тканями, имеющими редкое плетение. А вот холсты с саржевым плетением намного плотнее. Они менее подвергаются разрушениям от температуры и влаги, потому что, набухая, нити меньше трутся, чем полотняные. При работе на неплотных холстах возникает механическое напряжение, провоцирующее смену объема и появление трещин. В некоторых случаях слой краски осыпается. Неравномерная плотность нити реагирует на внешние факторы по-разному. Так нарушается связь холста с грунтом, вызывая старение произведения. К тому же его становится трудно проклеивать и грунтовать. Клеевой покров неравномерный, в некоторых местах он может проваливаться. После нанесения грунта образуется неровное покрытие. Ткацкие дефекты не позволяют зрительно воспринимать картины.

Выбор холста

Мастера кисти выбирают холсты, исходя из внешнего вида, не беря во внимание их свойства. Их необходимо проверять на наличие дефектов, плохо отражающихся на проклейке и грунтовке, не дающих нормально вести творческий процесс и получить конечный результат. При этом учитывается задача художника, техника и размер полотна. Мелко- либо среднезернистые основы подходят для тонкослойной живописи. А для фактурной и пастозной берут холсты намного толще и крепче.

Если манера мастера и основание не соответствуют, может наступить старение его картины.

Так, написанная пастозным образом с достаточно большим наслоением поверх мелкозернистого холста картина не выдержит нагрузки и деформируется. Произведение крупных размеров, с малой пастозностью и тоже выполненное на этом холсте, провиснет.

На основаниях с саржевым плетением краски не так звучат, как на среднезернистых с полотняным плетением. Холсты, имеющие неплотное плетение, для основы не используют. Грубые же холсты – виновники ветшания картин.

Следовательно, необходимо верно выбирать холсты. Они влияют на процесс рисования и результат. При умелом пользовании разнообразными фактурами мастер получает возможность их использовать для фактурного построения живописи.

Спасибо за ваше внимание! Желаем вдохновения и творческих взлетов!

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

4.7/5 - (3 голоса)