Рембрандт Ван Рейн

Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606–1669) знаменует наивысший расцвет голандского искусства XVII века и одну из вершин мирового искусства вообще. Демократическое и истинно гуманное, перенятое горячей верой в торжество справедливых жизненных начал, оно воплотило в себе сами передовые и жизнеутверждающие идеи в свое время. Художник поднял изобразительное искусство на новую степень, обогатив его небывалой жизненностью и психологической глубиной. Рембрандт создал новый живописный язык, в котором главную роль играли тонко разработанные приемы светотени и насыщенный, эмоционально напряжен колорит. Духовная жизнь человека стала отныне доступна изображению средствами реалистичного искусства.

Рембрандт выступил новатором во многих жанрах. Как портретист, он стал творцом своеобразного жанра портрету-биографии, где долгая жизнь человека и его внутренний мир раскрывались во всей своей сложности и противоречивости. Как исторический живописец, он превратил далекие античные и библейские легенды в согретую высоким гуманизмом рассказ о реальных земных человеческих чувствах и отношениях.

Середина 1630-х годов – время наибольшей близости Рембрандта до общеевропейского стиля барокко, пышного и громкого, насыщенного театральным пафосом и бурным движением, контрастами света и тени, противоречивым соседством натуралистических и декоративных моментов, чувственности и жестокости.

В барочный период написано «Снятие из креста» (1634). Картина иллюстрирует евангельскую легенду о том, как Иосиф Аримафейский, Никодим и другие ученики, и близкие Христа, получив разрешение Пилата

сняли ночью тело Христа, завернули его в богатую плащаницу и похоронили. Легенда рассказана Рембрандтом с ошеломляющей жизненной правдой. Трагическая смерть учителя и сына принесла участникам события глубокое горе. Художник всматривается в лицо, пытаясь проникнуть в душе людей, прочитать реакцию каждого на то, которое происходит. Взволнованно передает он обморок Марии, матери Христа, плач и стоны женщин, страдания, и скорбь мужчин, испуг и любопытство подростков.

В этом произведении Рембрандт отталкивался от известной картины Рубенса того же названия, используя отдельные композиционные мотивы большого фламандца и стремясь превзойти его в выражении искренних движений героев.

Другим важным достижением этой картины, рядом с индивидуализацией чувств действующих лиц, появилось использование света для достижения целостности многофигурной композиции. Три главных момента легенды – снятие из креста, обморок Марии и розстеляння плащаницы – освещены тремя разными источниками света, интенсивность которых убывает согласно уменьшению значения сцены.

Начало нового периода в жизни и творческой деятельности мастера было отмечено двумя важными событиями, которые состоялись в 1642 году: преждевременной смертью Саскии, горячо любимой жены, которая оставила ему однолетнего сына, и созданием картины «Ночной дозор» – большого группового портрета амстердамских стрелков, самого известного произведения мастера.

Семейная трагедия и завершение ответственного заказа поставили Рембрандта перед сложными проблемами личной и творческой жизни. Художник выходит из этого кризиса еще более возмужалым и наученным. Его искусство становится серьезнее, более собранно и глубже, а главное, в нем все более четко проступает интерес к внутренней жизни человека, до того, которое делается в его душе.

В тесной связи с эволюцией творчества Рембрандта в 1640-ые годы стоит рассматривать и одно из самых главных произведений художника – «Данаю», хотя на картине стоит дата 1636. На создание обида Данаи, легендарной греческой царевны, заточенной своим отцом, во избежание предсказанной ему гибели от руки внука, Рембрандта, вдохновила его первая любовь – Саския. Но через десять лет, как показали новейшие исследования, художник, неудовлетворенный первобытным решением, существенно переделывает образ главной героини. Моделью для окончательного варианта картины послужила ему, очевидно, Гертье Диркс, молодая вдова, которая поселилась в доме Рембрандта после смерти Саскии сначала как няня однолетнего Титуса, а затем и на правах полной хозяйки. Таким образом, председатель, правая рука, и в значительной мере тело Данаи, которое ожидает в своей темнице любимого (по легенде, влюбленный в Данаю Зевс проникнув к ней в виде золотого дождя), а также фигура бабы-служанки, оказались написанными заново, в смелой широкой манере середины и второй половины 1640-х годов. Почти все другие детали картины остались такими, которыми были написаны в 1636 году, характерным для предыдущего периода аккуратным мазком.

Значительным изменениям поддался и колорит картины. В первобытном варианте господствовали холодные тона, типові для середины 1630-х годов. Заменив золотой дождь первого варианта золотым светом, который как бы предсказывает появление влюбленного бога, Рембрандт выполняет теперь центральную часть картины в теплом тоне с золотистой охрой и красной киноварью как доминанты.

Во втором варианте, то есть в 1646–1647 годах, Даная получила и углубляющую психологическую характеристику, благодаря которой раскрылся тайный внутренний мир женщины, вся сложная и противоречивая гама ее чувств и переживаний. «Даная», таким образом, – наглядный конкретный пример становления знаменитого рембрантовского психологизма.

Творчество Рембрандта 1650-х годов отмечено в первую очередь достижениями в области портрету. Внешне портреты этого периода отличаются, как правило, большим размером, монументальными формами. спокойными позами. Модели обычно сидят в глубоких креслах, положив на колени руки и вернувшись прямо к зрителю. Светом выделены лицо и кисти рук. Это всегда летние, наученные длинным жизненным опытом люди – старые и бабы с печатью невеселых дум па лицах и нелегкого труда на руках. Подобные модели давали художнику блестящие возможности показать не только внешние приметы преклонных лет, но и духовный вид человека. В собраниях Эрмитажа эти работы хорошо представлены незаказанными портретами: «Старик в красном», «Портрет бабушки» и «Портрет старого еврея».

Мы не знаем имя человека, что послужили моделью для портрета «Старик в красном». Рембрандт писал его дважды: в портрете 1652 года (Национальная галерея, Лондон), он изображен сидячим в кресле с подлокотниками, в глубокой задумчивости склонившим председателя на правую руку; эрмитажный вариант трактует ту же тему – человек наедине со своими думами. В этот раз художник применяет строго симметричную композицию, изображая неподвижно сидячего старого в фас. Но тем заметнее движение мысли, едва уловимое изменение выражения лица: оно кажется то суровым, то более мягким, то уставшим, то вдруг осеняемым приливом внутренней силы и энергии. То же происходит и с руками: они кажутся то судорожно сжатыми, то лежащими обессилено. Художник достигает этого в первую очередь благодаря блестящему мастерству светотени, что в зависимости от ее силы и контрастности вносит в изображение элегическую расслабленность или драматичное напряжение. Огромную роль играет при этом и манера нанесения краски на полотно. Порыто морщинами лица старого и узловатые натруженные руки находят художественную выразительность благодаря грузлому месиву красок, в котором жирные мазки, которые переплетаются, передают структуру формы, а тонкие лессировки добавляют ей движение и жизнь.

Безымянный старик в красном с подчеркнутым достоинством, силой духу и воспитанностью стал выражениям новой этической позиции художника, который открыл, что ценность личности не зависит от официального положения человека в обществе.

К середине 1660-х годов Рембрандт завершает свое самое проницательное творение – «Возвращение блудного сына». Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. Именно здесь идея всепрощающей любви к человеку, к униженным и стражденних – идея, которой Рембрандт служил всю свою жизнь, – находит наивысший, самое совершенное воплощение. И именно в этом произведении мы встречаемся со всем богатством и разнообразностью живописных и технических приемов, что произвел художник за длинные десятилетия творчества.

Оборванный, обессиленный и больной, покинутый друзьями, появляется сын на пороге родительского дома и здесь, в объятиях отца, находит прощение и утешение. Безмерная светлая радость этих двух – старого, что потерял всякие надежды на встречу с сыном, и сына, охваченного стыдом и раскаянием, которое прячет лицо на груди отца, – составляет главное эмоциональное содержание шедевру. Мовчучи, пораженные, застигли непроизвольные свидетели этой сцены.

Художник предельно ограничивает себя в цвете. В картине доминируют золотисто охристые, киноварно-красные и черно коричневые тона при бесконечном богатстве самых тонких переходов внутри этой скупой гами. В нанесении красок на полотно принимают участие и кисть, и шпатель, и черешок кисти; но и это Рембрандту кажется недостаточным – он наносит краски на полотно непосредственно пальцем (так написанная, например, пятка левой ноги блудного сына). Благодаря разнообразности приемов достигается повышенная вибрация красочной поверхности – краски то горят, то блестят, то глухо теплятся, то как бы светятся изнутри, и ни одна деталь, ни один, даже самый незначительный, уголок полотна не оставляет зрителя безразличным.

Только научен огромным жизненным опытом человек и большой художник мог создать этот гениальный и простой шедевр.

В «Возвращении блудного сына» ничего не происходит и ничего не произносится – все были сказаны, передумал, выстрадано очень давно, в годы длинного ожидания, но есть радость встречи, тихой и светлой…

Картины Рембранта Ван Рейна

«Возвращение блудного сына» было последним большим достижением мастера. В 1669 году Рембрандт умер.

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!