Хендрик Тербрюгген: жизнь и творчество художника
Хендрик Тербрюгген(Terbrugghen, Hendrik) (1588–1629), нидерландский художник, один из лидеров караваджизма во внеитальянской живописи.
СОДЕРЖАНИЕ
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Родился, скорее всего, в Гааге в 1588. В начале 1590-х его семья переехала в Утрехт.
В начале 1600-х годов учился в мастерской А.Блумарта в Утрехте. В тринадцатилетнем возрасте он испытал влияние маньеризма. В 1604 или 1607 приехал вРим совершенствоваться в искусстве, по предположениям, познакомился с Рубенсом и с Караваджо. Но несомненно, что он внимательно изучал мастерство Караваджо, как и работы итальянских караваджистов (Орацио Джентилески).
На изобразительную манеру Тербрюггена повлияли также Аннибале Карраччи (соперник Караваджо), Доменикино, Гвидо Рени. После возвращения через Милан и Швейцарию в Утрехт (1614) работал вместе с Г. ван Хонтхорстом и другими «утрехтскими караваджистами». В 1616 был принят в Гильдию Святого Луки, в том же году женился.
В 1626 приобрёл в городе большой дом. В 1627 встречался с Рубенсом, приехавшим в Утрехт. Умер во время чумной эпидемии.
Работы Тербрюггена представлены в крупнейших музеях Европы и США.
ТВОРЧЕСТВО
В Италии Тербрюггена привлекло новаторское искусство Караваджо. Обращение Караваджо к бытовому жанру и приближение религиозной картины к земной действительности сделали художника основоположником реалистического направления в искусстве XVII века. Творчество гениального итальянца нашло широкий отклик: в его произведениях живописцам открылись пути создания реалистического искусства, к тому времени ставшего настоятельной необходимостью во всех художественных школах Европы.
Зрелое творчество художника отмечено большой цельностью. Тербрюгген писал картины на религиозные сюжеты и поясные однофигурные композиции или сцены с несколькими персонажами, изображающие игру в карты, концерты, кавалеров с бокалами вина, женщин с музыкальными инструментами — мотивы, обычные у Караваджо и младших современников Тербрюггена, утрехтских караваджистов Геррита Хонтхорста и Дирка ван Бабюрена. Облик героев Тербрюггена не будничен, почти маскараден — художник облачает их в заимствованные у Караваджо и его итальянских последователей живописные наряды с широкими рукавами, в свободное пастушеское платье, в береты, украшенные пышными перьями.
Художник строил композицию из нескольких крупных, пластически выразительных фигур, выделяющихся на гладком фоне; с помощью интенсивного контраста света и тени достигал повышенной реальной предметности изображения.
Органично соединил заимствованные из Италии светотеневые эффекты и монументальность композиций с типически нидерландским чувством характерной детали. Хотя и создавал иногда модные в ту пору «ноктюрны», озаренные свечой (таков, к примеру, его хранящийся в Эрмитаже Концерт, 1624), в целом не любил слишком резких световых контрастов, виртуозно используя возможности рассеянного дневного света и размещая обычно фигуры не на темном, а на нейтральном фоне.
Писал религиозные, антично-мифологические и жанровые картины. Тербрюгген удалил отвлеченную риторику и аффектацию, свойственную картинам маньеристов. Ограничивая число участников действия основными героями, немногими, точно найденными жестами раскрывая смысл происходящего, характером освещения концентрируя внимание на главном, художник превращает религиозную картину в повествование о событиях из жизни простых людей. Среди его лучших вещей – “Распятие с Богоматерью и святым Иоанном”, “Святой Себастьян под заботой Ирины и ее служанки”, “Спящий Марс”, парные “Смеющийся Демокрит” и “Плачущий Гераклит” (обе 1628, Государственный музей, Амстердам).
Органичнее всего эти две грани дарования Тербрюггена — живописный талант и лиризм — объединялись в изображении музицирующих компаний, придавая «концертам» художника особую привлекательность.
Ритм силуэтов фигур, повороты, наклоны голов, переданное мимикой лиц и освещением настроение обладают музыкальной выразительностью.
С полотен художника как будто доносятся звуки веселой песенки («Концерт», 1626, Государственный Эрмитаж, Ленинград) или мелодия лирического дуэта («Концерт», 1628/29, Ледбери, собрание Батхерст). Особой красоты выражения достиг Тербрюгген в картине «Флейтист» (1621, Государственные художественные собрания, Кассель). Мелодия флейты, которую с серьезной сосредоточенностью выводит юноша, кажется материализованной в струящихся потоках дневного света, объединяющих в гармоничный аккорд светло-желтые, голубые и оливковые тона. Серебристый колорит и созерцательное настроение этого произведения предвещают поэтическое искусство Вермера Дельфтского.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
Работа «Волынщик» была продана 29.01.2009 на аукционе «Sotheby’s» за $10,2 млн при эстимейте $4—6 млн.
Живопись Тербрюггена, отличающуюся глубокой меланхолией и драматической силой, высоко ценили Рембрандт, Халс,Вермеер, Рубенс, который считал его лучшим из мастеров Утрехта.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Nicolson B. Hendrick Terbrugghen. London: L. Humphries, 1958
- Hendrick Terbrugghen in America. Dayton: Dayton Art Institute; Baltimore: Baltimore Museum of Art, 1965
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: krugosvet.ru, ru.wikipedia.org, artcontext.info
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Хендрик Тербрюгген: картины художника
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Это интересно
Интересные события в мире живописиМы на facebook
Присоединяйтесь к нам на facebook