Юрий Анненков: жизнь и творчество художника

Юрий Анненков (11 [23] июля 1889, Петропавловск, Российская империя — 12 июля 1974, Париж, Франция) — русский и французский живописец и график, художник театра и кино, заметная фигура русского авангарда, литератор.

Содержание

Биография Юрия Анненкова

Творчество Анненкова

Работы художника

Картины Юрия Анненкова

Библиография

Биография Юрия Анненкова

Сын народовольца П. С. Анненкова, родился в Петропавловске, где отец отбывал ссылку. В 1894 году семья перебралась в Петербург.

1905—1906 — рисовал политические карикатуры для гимназического журнала (выходящего нелегального), за что после дознания был исключён из 12-й Петербургской казённой гимназии и перешёл в частную гимназию С. А. Столбцова.

1907 — познакомился с И. Е. Репиным, который стал для него самым почитаемым мастером (дача семейства Анненковых находилась в Куоккале, рядом с репинскими «Пенатами»).

Творчество Анненкова

1908 — поступил на юридический факультет Петербургского университета и одновременно вместе с Марком Шагалом стал заниматься в мастерской художника С. М. Зейденберга, с которым летом 1909 был на этюдах в Боровичах.

1909 — году, провалив экзамен в Академию Художеств, поступил в мастерскую Я. Ф. Ционглинского (по совету которого позже, в 1911, году уедет в Париж). В эти годы он также посещал училище Штиглица в Петербурге.

1911—1912 — брал уроки в мастерских Мориса Дени и Феликса Валлотона в Париже, посещал Академии Ла Палетт и Гранд Шомьер. В работах тех лет стало заметным влияние новомодных по тем временам кубизма и футуризма.

1912 — лето провёл на море, в Бретани, где много рисовал. Исполнил для учёных зарисовки морских рыб и растений (часть из них была включена в диссертации зоолога 3. Бей-Нафильяна в Сорбонне).

1913 — дебютировал в салоне «Независимых» с картинами «Вечер» и «Пейзаж», в которых определились черты, присущие его зрелому творчеству, после чего вернулся в Петербург, где дебютировал в качестве театрального художника, оформив спектакль «Nomo sapiens» H. H. Евреинова для театра «Кривое зеркало». В дальнейшем работал в театрах Петрограда и Москвы.

В 1916—1924 годах много и талантливо занимался портретом, проявил себя как иллюстратор книг и журналов, в 1918 году полностью оформил в кубистическом стиле первое издание поэмы «Двенадцать» Александра Блока, много работал в графике, сотрудничал с издательствами.

1917 — вступает в члены объединения «Мир искусства» (до 1924).

1924 — для участия в XIV Международной художественной выставке выехал в Венецию, после чего поселился в Париже вместе с женой Е. Гальпери, балериной и актрисой театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь». В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Всего же для французских театров оформил более 60 пьес, балетов и опер.

1925 — член и учредитель Общества художников-станковистов.

После 1934 серьёзно увлёкся кинематографом, оформил декорации и костюмы более чем к 50 кинофильмам. В 1955 номинант на премию «Оскар» Американской академии киноискусства за костюмы к фильму «Мадам де…» (реж. Макс Офюльс, 1953).

1945—1955 — президент «Синдиката техников французской кинематографии».

1969—1970 — оформлял книги А. Солженицына в издательстве YMCA-Press.

Всё время занимался и графикой, и станковой живописью. Во французских журналах часто воспроизводились его пейзажи парижских предместий, женские портреты, интерьеры в характерной декоративно-плоскостной манере, со свободой цветовых пятен и цветных контуров.

Работы художника

Портреты

Создал обширную галерею живописных и графических портретов многих деятелей русской культуры:

  • Ахматовой А. А.,
  • Бенуа А. Н. ,
  • Горького А. М.,
  • Гржебина З. И.,
  • Евреинова Н. Н.,
  • Замятина Е. И.,
  • Зиновьева Г. Е.,
  • Кузмина М. А.,
  • Луначарского А. В.,
  • Пастернака Б. Л.,
  • Ремизова А. М.,
  • Сологуба Ф. К.,
  • Склянского Э. М.,
  • Троцкого Л. Д.,
  • Ходасевича В. Ф.

В 1924 году на всесоюзном конкурсе стал лауреатом первой премии за портрет Ленина.

Иллюстрации и графика

1919 — иллюстрировал сборник собственных стихов. В 1921 году выполнил обложки и иллюстрации к книгам «Зверушки» Н. Венгерова и «Искусственная жизнь» А. Э. Беленсона, работал для сатирических журналов «Мухомор» (1922) и «Дрезина» (1923—1924), в 1923 году к проиллюстрировал «Мойдодыр» Корнея Чуковского (книга выдержала более 30 переизданий). Оформил приказ Реввоенсовета от 5 ноября 1923 года по случаю 5-летия Красной Армии и многое другое.

Пожалуй, самая известная его работа в этом жанре — иллюстрации к поэме Александра Блока «Двенадцать» (1918).

Галерея

  • Портрет Анненкова П. С. (1908? пастель, Третьяковская галерея
  • Вечер (1913)
  • Пейзаж (1913)
  • Иллюстрация к поэме А. А. Блока «Двенадцать». (перо, 1918)
  • Портрет Гржебина З. И. (1919)

Библиография

  • Театрально-декорационное искусство в СССР. 1917—1927. — Л., 1927.
  • Бабенчиков М. В. Ю. П. Анненков // Мастера современной гравюры и графики. — М.—Л., 1928.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Юрий Анненков: картины художника



Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Проголосуйте page