Франтишек Купка: жизнь и творчество художника

Купка Франтишек (Kupka, Frantíšek) (1871–1957) — французский художник чешского происхождения, представитель модерна, ставший одним из основоположников абстрактного искусства.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Франтишека Купка

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в городке Опочно (Чехия) 23 сентября 1871 в семье ремесленника.

Учился в Пражской (1881–1891) и Венской (1891–1892) академиях художеств, с 1895 обосновался в Париже, где посещал академию Р.Жюльена.

В религиозно-философском плане испытал большое воздействие теософии, а в плане политическом – анархизма. Зарабатывал на жизнь рисунками моделей одежды.

С 1900 активно работал как карикатурист и иллюстратор в парижских журналах и анархистской прессе (под псевдонимом «Поль Реньяр»). Выразил свои взгляды на современную историю в циклах сатирических рисунков Мир, Деньги,Проституция (1902–1904). Оформил своими иллюстрациями целый ряд книг, в том числе многотомный труд Э.Реклю Человек и земля (русский вариант этого издания вышел в 1906–1909).

Главной сферой его творчества со временем стала живопись. В 1906 году Купка поселился в Пюто.

Картины периода 1907–1910-х годов получили в художественной критике наименование «дикие». В них сказался интерес художника к искусству греческой архаики и особенно к крито-микенской живописи и архитектуре. Он создал в подобном духе целую серию работ — «Жиголетты».

В 1911 году Купка написал теоретический труд «Творение в пластических искусствах», где рассказывал о собственных представлениях об искусстве и его целях. Художник считает, что задача мастера — отыскать в вещественном мире зримые аналоги иной реальности и неведомых, созидающих и дающих жизнь на земле сил Вселенной.

С 1912 года Купка перешел к созданию абстрактных работ: «Круги Ньютона» (Национальный музей современного искусства, Париж), «Аморфа, фуга в двух цветах» (Национальная галерея, Прага), «Этюд к языку вертикалей» (Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид).

С 1913 по 1928 год Купка трудился над большой серией полотен «Горизонтальные и вертикальные планы». Эти композиции заполняют сложные переплетения и пересечения призматических объектов, на гранях которых отражается игра солнечных лучей.

В 1919 занял должность профессора пражской Академии художеств, руководя студентами, посланными в Париж.

С 1925 по 1935 год художник увлекался комбинациями, составленными из машиноподобных конструкций и их фрагментов — поршней, дисков и шатунов. После Второй мировой войны Купка считался признанным мэтром абстракционизма, а его картины регулярно экспонировались в Салоне новых реальностей.

В последние десятилетия своей жизни уединенно жил и работал в Пюто (предместье Парижа). Умер Купка в Пюто 21 июня 1957.

Большая часть его работ находится в музеях в Праге, одна из наиболее известных работ — ‘Planes by Colors’ — в музее Соломона Гуггенхайма (Solomon R. Guggenheim Museum) в Нью-Йорке.

ТВОРЧЕСТВО

Купку увлекали многие направления – стилистика модерна, пуантилизм, неоимпрессионизм и символизм.

Но позже он напишет: «Кажется ненужным изображать деревья, когда люди видят более красивые по пути на выставку».

Обыденность он не любил.

Франтишек Купка стал основателем орфизма, то есть живописи, основу которой, как и в музыке, составляют сочетания чистых и сильных тонов. Так, например, одна из знаменитых композиций мастера «Собор» создана из ромбических форм, которые заставляют вспомнить об игре лучей в интерьерах готических храмов и которые, сливаясь, образуют стройное здание, уносящееся ввысь. Сам Купка говорил, что он не ставил своей задачей изображение собора; для него гораздо важнее были свет и звук, рожденные его фантазией.

"Кафедральный собор" 1913

Он является одним из первых художников-абстракционистов, работы его представляют особый синтез абстракции и неслучайного набора символов.

Устремленность к теософии и оккультизму была присуща ему с юности.

К моменту поступления в Академию изящных искусств в Праге Купка был уже довольно опытным художником. Он создавал работы на национально-патриотические темы, работая в привычном для того времени стиле реализма, который диктовал художнику четкую границу между реальностью и фантазией, выбирая первую как основополагающий принцип.

После перевода в Венскую академию изобразительного искусства он начал особое внимание уделять таким современным течениям, как символизм и абстракционизм. На этот же период жизни приходится его увлечение Восточной философией и теологией; что же до художников, которые устанавливали вектор развития Купки как художника, то таким, безусловно, был немецкий символист Карл Вильгельм Дифенбах (Karl Wilhelm Diefenbach).

А в Париже его культурные установки, привитые домашним образованием, постепенно уступили в сердце Франтишека место новым тенденциям в европейском искусстве и, в частности, в живописи.

«Мое сознание отравлено парижским воздухом, который заставляет становиться прагматичным и уйти в себя»

Переломным моментом в его творчестве стал выход ‘Манифеста футуризма’ в газете ‘Фигаро’ (Le Figaro): так, его следующая работа ‘Клавиши пианино, или Озеро’ (Piano Keyboard/Lake) представляется нам как некий опыт художника в области комбинирования живописи и музыки, а также эксперимент с цветами и движением в пространстве. Стиль его наиболее известных работ формировался именно под влиянием этих идей и по сути является игрой воображения автора, синтезом его идей и вечных символов. Именно из этого и родился орфизм, главной идеей которого было комбинирование музыкальных ритмов и движения путем игры света и демонстрации криволинейности пересечений объектов в картине.

Piano Keys Lake 1905

«Вчера я испытал сознание раскола», – написал он однажды своему приятелю – «Мне казалось, что я наблюдаю Землю за ее пределами. Я находился в огромном пустом пространстве и видел движение планет. После этого было трудно вернуться к бытовой ерунде…»

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Стал одним из создателей группы «Abstraction-Creation» («Абстракция-Творчество»), стремившейся придать новый импульс развитию беспредметного искусства.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Виноградова Е.К. Графика и проблемы чешского искусства 19 – начала 20 веков. М., 1975
  • Крючкова В.А. Кубизм. Орфизм. Пуризм. М., 2000
  • «Купка Франтишек». БСЭ, 3-е издание
  • «Kupka, František». Encyclopædia Britannica from Encyclopædia Britannica 2007 Ultimate Reference Suite (2007)
  • «Купка, Франтишек». Энциклопедия «Кругосвет»
  • «Купка, Франтишек». 1750 Шедевров мировой живописи. 500 Великих мастеров. — Мн., Харвест, 2007.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: krugosvet.rue-reading.linkpeoples.ru, architeon.info

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: