Тео ван Рейссельберге: жизнь и творчество художника

Тео ван Рейссельберге, собств. Теодор Ван Рейссельберге (нид. Théo van Rysselberghe, род. 23 ноября 1862 г. Гент — ум. 13 декабря 1926 г. Сен-Клэр,Франция) — бельгийский художник — пуантилист.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Картины Тео ван Рейссельберге

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Тео ван Рейссельберге был младшим братом архитектора Октава ван Рейссельберге. Будущий художник учился вместе с Джеймсом Энсором в брюссельскойАкадемии художеств. Ранние работы Г.ван Рессельберге, выставленные в брюссельском салоне в 1881 году, указывают на влияние Эдуарда Мане и Эдгара Дега.

В 1882 году художник совершает длительное путешествие по Испании и Марокко, где пишет экзотические полотна.

В 1883 году он является одним из основателей группы ХХ, объединившей художников-авангардистов; участвует в развитии художественных связей между Францией и Бельгией. Во время одной из своих поездок вПариж ван Рейссельберге знакомится с Жоржем Сера и его пуантилистской техникой живописи, оказавшей на творчество бельгийца огромное влияние.

Ван Рейссельберге писал как пуантилист с 1890 до 1910 года.

В 1897 году он переезжает в Париж. Лишь после смерти своего учителя и друга Ж.Сера он постепенно отходит от пуантилизма.

В 1910 годухудожник переселяется на средиземноморское побережье Франции и в последние свои годы пишет в основном женские ню — картины.

Кроме живописи, Т. ван Рейссельберге занимался также скульптурой и графическим искусством.

Он умер во Франции 14 декабря 1926 года и был похоронен на кладбище Lavandou рядом со своим другом и художником Анри-Эдмоном Кроссом (Henri-Edmond Cross). Большая часть работ ван Рейссельберге, одного из величайших неоимпрессионистов, хранится в частных коллекциях.

ТВОРЧЕСТВО

Бельгийский художник-пуантилист, неоимпрессионист, который сыграл ключевую роль в развитии европейского искусства на рубеже 19-го и 20-го столетий.

Посвященные северной Африке полотна Портеля дали начало моде на ориентализм в Бельгии и оказали сильное влияние на юного Тео ван Рейссельберге. С 1882 по 1888 год он трижды съездил в Марокко и провел там в общей сложности полтора года.

Тео едва исполнилось 18 лет, а два его портрета уже приняли участие в выставке в Генте. Вскоре после этого художник написал «Автопортрет с трубкой» (1880), выдержанный в мрачных тонах в соответствии с бельгийской реалистичной традицией того времени, но вскоре художник увлекся собственным реалистичным стилем, близким к импрессионизму.

В 1881 году он впервые участвовал в выставке в Брюсселе.

В следующем году ван Рейссельберге много путешествовал по Испании и Марокко в компании своего друга Франца Шарле  и испанского художника Дарио де Регойоса. Особенно его восхищали работы старых мастеров в музее Прадо. Из этой поездки он привез женские портреты, уже совершенно иные по стилю.

В Танжере для художника открылся новый мир – так близко в Европе, но все кругом совершенно другое. Тео провел там четыре месяца, зарисовывая живописные сцены на улицах, в крепости и на базаре. Вернувшись в Бельгию, он показал около тридцати новых работ на ‘Cercle Artistique et Littéraire’ в Генте, и это был мгновенный успех.

В ноябре 1883 он снова отправился в Танжер, остался там на год, и только недостаток денег заставил его вернуться домой в октябре 1884. Результатом этой поездки стало большое, залитое светом полотно «Арабская фантазия», одна из самых известных работ художника этого периода.

Fantasia Arabe 1884

В третий раз ван Рейссельберге побывал в Марокко в 1887 году, по приглашению бельгийской экономической делегации, и за три месяца сделал огромное количество карандашных набросков. Вернувшись в Бельгию, он начал зарисовывать свои впечатления, опираясь на фотографии, заметки и наброски. Вероятно, «Кочевье» (1887) стало его первой работой в жанре неоимпрессионизма, а картины «Ворота Мансур-эль-Хей в Мекнесе» (1887) и «Марокко (большой базар)» (1887) считаются предвестниками пуантилизма, однако на этом марокканский период в его жизни завершился, и ван Рейссельберге обратился к портретной живописи, в результате чего мировое искусство обогатилось целой серией замечательных неоимпрессионистских портретов.

Огромное впечатление на него произвели работы Моне и Ренуара на выставке «Les XX» в 1886 году, и Тео начал эксперименты с новой техникой в разных жанрах, в основном, портретах и пейзажах. Когда он побывал на выставке импрессионистов в Париже, это настолько его потрясло, что художник ‘импортировал’ пуантилизм в Бельгию и полностью отказался от реализма. Поворотным пунктом в его творчестве стал знаменитый портрет Алисы Сете (Alice Sèthe, 1888), выполненный в синих и золотых тонах.Portrait of Alice Sethe 1888

После 1903 года его техника пуантилизма стала спокойнее и тише, а после 1910 года художник отказался от нее полностью. Мазки стали крупнее, он использовал более интенсивные цвета и игру контраста и стал настоящим мастером света и тепла. Теперь ван Рейссельберге практически все время проводил на Лазурном берегу (Côte d’Azur) и потерял почти все связи с бельгийскими художественными кругами. К концу жизни он обратился к портретной скульптуре.

Self Portrait with Palette 1916

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Ronald Feltkamp. Théo Van Rysselberghe : 1862 — 1926. Éditions de l’Amateur, Paris 2003

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.orgpeoples.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: