Николай Рерих: жизнь и творчество художника

Николай Константинович Рерих (1874 — 1947) — русский художник, писатель, путешественник, археолог.

Содержание

Биография Николая Рериха

Творчество Рериха

Мировое признание художника

Картины Николая Рериха

Библиография

Биография Николая Рериха

Николай Константинович Рерих, выдающийся художник, ученый, общественный деятель, родился 27 сентября 1874 года в Петербурге. Предки Рериха, принадлежавшие к древнему датско-норвежскому роду, переселились в Россию в первой половине XVIII века. Отец Николая Константиновича, владелец нотариальной конторы, был человеком большой культуры, с широким кругом интересов. Дом Рериха часто посещали видные ученые.

С детства будущий художник увлекается чтением исторических книг, любит слушать старинные предания, мечтает о путешествиях. У мальчика развивается богатая фантазия, пытливый интерес к древней Руси. В гимназические годы он участвует в раскопках курганов, тогда же у него проявляется способность к рисованию.

В 1893 году Рерих заканчивает гимназию и становится одновременно студентом Академии художеств и юридического факультета университета. Однако загадки далекой истории волнуют его по-прежнему и юноша слушает лекции на историко-филологическом факультете; летние месяцы Рерих проводит на раскопках как член Русского археологического общества.

С 1901 года Николай Константинович – секретарь Общества Поощрения Художеств, а с 1906 – директор Художественной Школы. В 1909 году избран академиком Российской Академии Художеств. С 1910 года он возглавляет художественное объединение “Мир искусства”.

В 1900–1910 гг. Николай Рерих – один из создателей и наиболее активных деятелей Общества возрождения художественной Руси, а также Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины.

В 1920–1922 гг. Николай Константинович создаёт уже в США (так как в России было невозможно) Институт объединённых искусств и другие эволюционные культурно-просветительские Объединения.

В 1923 г. в Нью-Йорке открыт первый Музей Рериха (Nicolas Roerich Museum), ставший первым музеем русского художника за рубежом.

В 1923–1928 гг. Н.К. Рерих предпринимает беспрецедентную научно-художественную экспедицию через Гималаи, Тибет, Алтай и Монголию, а в 1934–1935 гг. – по Маньчжурии и Китаю.

В 1928 г. в Индии Рерихами создаётся Гималайский Институт научных исследований “Урусвати”, а в 1942 году, в Нью-Йорке, по инициативе Николая Константиновича Рериха – Американо-Русская ассоциация, где он избирается почётным Президентом.

В 1945 году, в долине Кулу (Гималаи, Индия), где Рерихи жили с конца 1928 года, Николай Константинович начинает сборы на Родину, но накануне отъезда, 13 декабря 1947 года, уходит с земного плана.

Творчество Рериха

Николай Рерих создал более 7000 художественных произведений. Он работал в области монументального и прикладного искусства, известен как автор сценографии, оставил серии эскизов для костюмов, мебели, вышивки и др. Все это многообразное наследие отмечено печатью большого самобытного таланта.

Николай Рерих сформировался как художник и общественный деятель культуры в конце XIX — начале XX века.

Знание истории, многочисленные археологические раскопки, «хождения по русской старине» помогли Рериху по-новому отобразить в своем творчестве образ родной природы и ступени развития тысячелетней истории русского народа.

Своеобразное мировоззрение Н.К.Рериха было основано на убеждении, что повышением духовной культуры масс можно преобразить жизнь на земле, победить невежество, пошлость, войны: «Там где культура, там и мир… Пока культура лишь роскошь,… она еще не перестроит жизнь. Культура должна войти в ближайший, каждодневный обиход как хижины, так и дворца».

Рерих поставил перед собой грандиозную задачу изучения древне-русской архитектуры различных эпох и школ. Попутно он знакомился со старой живописью, в глухих отдаленных селах терпеливо разыскивал предметы прикладного искусства, с увлечением слушал сказки, песни, восхищался танцами. И во всем этом видел подлинную красоту народную, «его дива дивные, веками им взлелеянные».

В своих ранних произведениях Рерих показал новый, бывший до него мало известным в искусстве мир славянской Руси, раскрыл в яркой образной форме свое понимание древней эпохи. В его работах излишне искать предельную точность в передаче того или иного факта истории. Он создает поэтические, овеянные былинным духом картины, которые дают самое общее представление об эпохе.

Мечтами о новом искусстве, несущем людям радость и красоту, поисками этого искусства пронизаны и художественные устремления Рериха во второй период творчества. По-прежнему увлекаясь историей славянской Руси и создавая картины на эти темы, он обращается также теперь к самому древнему периоду — эпохе каменного века.

Тщательно, с научной прозорливостью исследует он исторические материалы, производит археологические раскопки, собирает богатейшую коллекцию предметов это-го времени. К 1916 году их насчитывается около 35 тысяч. Эта была одна из самых крупнейших в мире частных коллекций подобного рода.

В своих произведениях он помимо воскрешения этого малоизученного, самого раннего периода истории и пробуждения в зрителях патриотических чувств пытается придать изображаемому глубокий философский смысл.

Постепенно в искусстве Рериха этого периода все большее место начинают занимать образы народных сказок.

В поисках красоты давно прошедшего Рерих в зрелый период творчества исследует историю и искусство не только России, но и других стран.

В последний период творчества Рерих много внимания уделял пейзажу, в который вкладывал глубокий смысл. Огромный раздел здесь занимают произведения с изображением гор. Рерих запечатлевает ледники Каракорума, вечные снега Алтая, каменистые уступы Тибетского нагорья, горные озера, бурные реки. Многообразен рельеф его пейзажей. Но особенно близким, ярким источником вдохновения стали для него Гималаи. Восточным Гималаям он посвятил более шестисот произведений.

Многие из его картин стали для зрителей художественным открытием.

Мировое признание художника

Николай Константинович Рерих принадлежит к плеяде выдающихся деятелей отечественной и мировой культуры. О признании его многогранной культурной деятельности свидетельствуют награды, которыми его удостоили правительства многих стран мира, а также почетные звания, присвоенные научными, общественными и культурными организациями, основателем, покровителем, президентом и действительным членом которых он состоял.

Награды:

  • Кавалер российских орденов Святого Станислава, Святой Анны и Святого Владимира; 
  • Кавалер югославского ордена Святого Саввы; 
  • Кавалер ордена Почетного Легиона Франции; 
  • Кавалер Королевского Шведского ордена Полярной Звезды.

Список организаций, членом которых состоял Н.К. Рерих:

  • Действительный член Российской академии художеств.
  • Основатель Института Объединенных Искусств в Нью-Йорке (CША).
  • Основатель Международного культурного центра «Corona Mundi» (США).
  • Почетный директор Музея имени Н.К. Рериха в Нью-Йорке и его филиалов в Европе, Америке и странах Востока.
  • Действительный член Югославской академии наук и художеств (Загреб).
  • Действительный член Португальской академии (Коимбра).
  • Действительный член Реймской академии (Франция).
  • Действительный член Международного института науки и литературы (Болонья, Италия).
  • Почетный член Комитета по культуре (Буэнос-Айрес, Аргентина).
  • Вице-президент Общества Марка Твена (США).
  • Вице-президент Американского института археологии (США).
  • Почетный член Просветительского общества Бенареса (Индия).
  • Почетный член Общества Мора (Франция).
  • Член Красного Креста (Франция).
  • Член Общества по изучению древностей (Франция).
  • Пожизненный член Федерации французских художников (Париж).
  • Член Осеннего салона (Париж).
  • Пожизненный член Общества антикваров (Париж).
  • Почетный президент Международного союза в поддержку Пакта Рериха (Брюгге).
  • Почетный покровитель Исторического общества при академии (Париж).
  • Почетный президент Общества имени Рериха во Франции (Париж).
  • Член-учредитель Этнографического общества (Париж).
  • Почетный президент Академии имени Рериха (Нью-Йорк).
  • Почетный президент Общества за культурный прогресс «Фламма» (штат Индиана, США).
  • Почетный президент Общества имени Рериха в Филадельфии (США).
  • Почетный член Общества по охране исторических памятников (Нью-Йорк).
  • Почетный президент Латвийского общества Рериха (Рига).
  • Почетный президент обществ Рериха в Литве, Югославии, Китае.
  • Почетный член Института имени Субхас Чандра Боше (Калькутта).
  • Член Института Джагадиcа Боше (Индия).
  • Член Нагати Прачари Сабха (Индия).
  • Пожизненный член Королевского азиатского общества в Бенгалии (Калькутта).
  • Пожизненный член Общества «Искусство Востока» (Калькутта).
  • Почетный президент и доктор литературы Международного института по изучению буддизма в Сан-Франциско (Калифорния) [Международный буддийский институт (США)].
  • Почетный член Русского музея истории и культуры в Праге (Чехословакия).
  • Почетный член Общества Люзас (Париж).
  • Почетный член Лиги в защиту искусства (Париж).
  • Покровитель Культурного общества (Амритсара, Индия).
  • Член-благотворитель Ассоциации международных исследований (Париж).
  • Почетный член Ассоциации Филда (С.-Луис, США).
  • Почетный член Общества Браурведа (Ява).
  • Почетный член Национальной ассоциации естественной медицины в Америке (Лос-Анджелес, Калифорния).
  • Почетный президент Центра искусств и культуры (Аллахабад, Индия).
  • Президент Лиги культуры (США).
  • Почетный президент Американо-Русской культурной ассоциации в Нью-Йорке (США).
  • Вице-президент Американского института археологии (США) и многих других организаций и обществ.

Библиография

  • Эрнст С. Н. К. Рерих.— Пг.: Изд. Общины Св. Евгении, 1918. — 127 с.: [35] л. ил. — (Рус. художники).
  • Ростиславов А. А. Н. К. Рерих.— Пг.: Изд. Н. И. Бутковской. 1918. — 72 с.: ил.
  • Бурлюк Д. Д. Рерих: черты его жизни и творчества (1918—1930). — Нью-Йорк: Изд-во М. Н. Бурлюк, 1930. — 31 с.: ил.
  • Князева В. П. Николай Константинович Рерих. 1874—1947: [монография]. — Л.: М.: Искусство, 1963. — 112 с.: ил.
  • Алёхин, А. Д. Живопись раннего периода творчества Н. К. Рериха (до 1916 г.). Автореферат диссертации. — М., 1970.
  • Полякова Е. И. Николай Рерих.— М.: Искусство, 1973, 1985. — 303 с.: ил.
  • Живкова Л. Т. Делото на Николай Рьорих : [предговор] // Богомил Райнов. Николай Рьорих : [албум]. София, 1978. С. 5-10. — Болгар. яз.
  • Короткина Л. В. Рерих в Петербурге-Петрограде. — Л.: Лениздат. — 1985. — 224 с.: ил. — (Выдающиеся деятели науки и культуры в
  • Петербурге-Петрограде-Ленинграде).
  • Беликов П. Ф., Князева В. П. Николай Константинович Рерих / Серия: Жизнь замечательных людей.— М.: Молодая гвардия. — 1973. — 2-е
  • изд.
  • Беликов П. Ф. Рерих (Опыт духовной биографии).— Новосибирск, 1994; М., 2011.
  • Башкова Н. В. Проблема преображения человека в философии русского космизма (В. И. Вернадский, Н. К. Рерих, Е. И. Рерих, К. Э.
  • Циолковский): автореф. дис. … канд. филос. наук / Тул. гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого. — Тула, 2004. — 22 с.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: icr.subibliotekar.rusibro.ruomen-center.ruru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: