Бен Шан: жизнь и творчество художника

Бен Шан (англ. Ben (Benjamin) Shahn; род. 12 сентября 1898 г. Каунас, Российская империя — ум. 14 марта 1969 г. Нью-Йорк) — американский художник и фотограф, выходец из Литвы, сочетавший в своем творчестве декоративную манеру изображения и остросоциальную тематику.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Бена Шана

Афоризмы Бена Шана

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Отец будущего художника участвовал в революционном движении в России, и в 1902 году был сослан в Сибирь. В 1906 году семья Б. Шана перебирается в Нью-Йорк. Вначале Шан учился литографии, затем посещал различные курсы рисования и Национальную академию дизайна.

В 1929-1930 годах, совместно со своим другом, Уокером Эвансом, он снимает художественное ателье, где Эванс всерьёз заинтересовывает его фотоискусством. Многие снимки Шана, сделанные на нью-йоркских улицах, послужили ему впоследствии как материал для картин и настенных панно. Мастер использовал также в работе и газетные фотографии.

Одной из наиболее социально ангажированных была, созданная в 1931-1932 годах серия из 25 полотен «Страсти по Сакко и Ванцетти» (The Passion of Sacco and Vanzetti), в которой несправедливое осуждение и казнь двух рабочих-анархистов представляется как чудовищное повторение Страстей Христовых в буржуазном обществе XX столетия. Эта работа сделала Б. Шана известным в мире искусства: в 1932 году Музей американского искусства Уитни выбирает одну из картин художника для своего первого биеннале, и в том же году он приглашён нью-йоркским Музеем современного искусства принять участие в организуемой там выставке настенной живописи.

The Passion of Sacco and Vanzetti

Его новаторство, эффекты перспективы,  упрощенная  трактовка рук и одежды стали средствами,  характерными для американской коммерческой иллюстрации и используются в целях,  совершенно отличных от тех, которые преследовал сам художник. В 1930-е и  1940-е  это  общественное сознание  повлияло и на других американских художников,  в частности, Филиппа  Эвергуда,  Джозефа  Хирша, Мозеса Сойера,  Уильяма Гроппера  и негритянского художника Джакоба Лоренса.

В более позднее время работы Б. Шана принимают участие в выставках современного искусства  в немецком городе Касселе (годы 1959, 1964 и 1977 соответственно). Произведения Шана  представлены   в музеях в Нью-Йорке (Музей современного искусства и музей Уитни),  Филадельфии  (Музей искусства),  Сент-Луисе (Гор. художественный музей). 

ТВОРЧЕСТВО

Искусство Шана несет в себе идейный заряд, оно активно; стенные росписи в США и Мексике 1930-х гг. имели сильное агитационное воздействие, и не случайно Шан был одним из крупных мастеров-«мюралистов» этого периода. В основе творчества Шана лежит рисунок, непосредственно выражающий мысли и чувства художника.

Шан был талантливым фотографом, бытописателем нью-йоркского пролетариата, негритянского населения южных штатов, трущоб больших городов. Его фотоснимки представляют художественную и документальную ценность, кроме того, они нередко служили ему источником сюжетов для картин: таким образом он переносил зафиксированную действительность в иную, эстетически преобразованную сферу.

В 1930-х гг. в живописных произведениях Шана преобладала плакатная плоскостность, некоторая заостренность, даже карикатурность образов («Ванцетти и Сакко с охранниками», 1932, частное собрание, США; «Парад Женского союза христианской умеренности», 1933–34, Городской музей, Нью-Йорк). Постепенно художник перешел к разреженной, уходящей в глубину композиции («Ручной мяч», 1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк).

В военные и послевоенные годы Шан выступил не только как автор броских плакатов, но и как мастер сложно задуманных и зашифрованных аллегорий, зачастую явно сюрреалистического характера. Под влиянием военных событий Шан создал своеобразную «живопись руин», символизирующую разруху, распад («Итальянский пейзаж, II», 1944, частное собрание, США; «Красная лестница», 1944, Городской музей, Сент-Луис). К старости в творчестве Шана нарастают пессимистические настроения («Слепой ботаник», 1954, Художественный музей, Уичита, Канзас; «Варшава 1943», сериграфия, 1963). В последний раз художник активно откликнулся на политические события в 1960–61 гг., создав серию картин под названием «Счастливый дракон» — протест против атомных взрывов в Тихом океане, в результате которых пострадали японские рыбаки одноименной шхуны. 

Blind Botanist

С конца 1940-х гг. в творчестве Шана все чаще появляется библейская и еврейская религиозная тематика. Художник всегда чувствовал связь со своим народом, теперь она нашла выражение в ряде картин и графических работ («Шофар и менора», 1958, частное собрание, США; «Экклесиаст», сериграфия, 1966; цикл сериграфий на мотивы Псалмов, 1960–63). Сюда же относятся рисунки к мозаикам для конгрегации «Мишкан Исраэль» (Нью-Хейвен, Коннектикут, 1960–62) и витражам для синагоги «Бет-Цион» в Буффало (1964–65).

Обращение к зрителю, проповеднический пафос произведений Шана заставляли его прибегать к объясняющим надписям и цитатам, включать их в композицию картины или графического листа. Со временем Шан превратился в мастера каллиграфии. Более того, он иногда делал не только иллюстрации, но и писал на литографском камне текст («Хаггада», 1931 и 1966; «Экклесиаст», 1967).

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

В 1957 в Нью-Йорке Шан  опубликовал свою книгу “The Shape of Content”. В 1954 г. Шан выпустил со своими иллюстрациями «Алфавит Творения» (Нью-Йорк) по мотивам «Сефер ха-Зохар» (см. Зохар, Моше бен Шем Тов де Леон), а спустя 10 лет — собственную книгу о каллиграфии «Любовь к буквам и восхищение ими» (Лондон, 1964). 

В 1933 году Шан ассистирует Диего Ривера при создании монументальной фрески в Рокфеллер-центре (эта настенная живопись была уничтожена ещё до своего окончания в связи с тем, что среди прочих здесь был создан и портрет Ленина).

АФОРИЗМЫ БЕНА ШАНА

  • Громче всего требуют тишины… 
  • Люди говорят — уходит время. Время говорит — уходят люди. 
  • У меня всего лишь два недостатка.. Плохая память и ещё что то!
  • Признав реальность-не пытайся ее оправдать… 
  • Красота спасет Мир, если она добра. Но добра ли она? Не красота спасет Мир, а светлые помыслы. Ибо какой прок от надменной и безбожной красоты?
  • Слабый всегда уступает дорогу сильному и только самый сильный уступает дорогу всем. 
  • Желая стать свободным, нужно ли освободиться и от этого желания?
  • Жизнь так полна и щедра, что человек всегда найдёт, где досыта нахлебаться .
  • … люди — животные из царства животных , поэтому и не хотят быть людьми …
  • Если голова и сердце работают не по отдельности-значит ты знаком с самим собой!
  • Не все в жизни выбираешь, иное- выбирает тебя.
  • Любитель — это человек, вынужденный где-то работать, чтобы иметь возможность писать картины, а профессионал — это человек, который имеет возможность писать картины, потому что у него есть работающая жена.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Kerstin Stremmel «Realismus», Köln 2004

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.orgbibliotekar.rupeoples.ru, eleven.co.il

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мы вконтакте

Присоединяйтесь к нам Вконтакте

Мы в Google +

Присоединяйтесь к нам в Google +

Мы на facebook

Присоединяйтесь к нам на facebook

© Allpainters.ru, 2010-2015

Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи.
Перепечатка материалов только после размещения прямой обратной ссылки. Ознакомьтесь с правилами сайта.
Следуй за нами: